05 августа 2022 г. |
Дело N А56-26750/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭВРИКАн" Матвеевой Т.Н. (доверенность от 10.01.2022), от администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Гордиенко В.А. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭВРИКАн" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А56-26750/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭВРИКАн", адрес: 192177, Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., д. 3, ОГРН 1034701893016, ИНН 4716011106 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с заявлением к администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация), о признании недействительным постановления Администрации от 30.12.2020 N 256 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив Тельмана с кадастровым номером 47:26:0220001:608".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 27.12.2021 и постановление от 06.04.2022, принято по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Суды, по мнению подателя жалобы, не исследовали в полной мере аргументы заявителя относительно характеристик и свойств, имущественного статуса объекта, квалифицированного судами в качестве дороги, не применили положения пунктов 1 и 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), регламентирующие порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Общество является собственником земельного участка площадью 30 158 кв.м с кадастровым номером 47:26:0220001:608, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, массив Тельмана.
Постановлением Администрации от 30.12.2020 N 256 принято решение об изъятии этого участка у Общества для муниципальных нужд муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области.
В преамбуле названного постановления указано, что соответствующее решение принято в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Зеленая, при отсутствии других возможных вариантов ее реконструкции.
Общество, считая постановление Администрации от 30.12.2020 N 256 принятым с нарушением установленного законом порядка изъятия имущества для муниципальных нужд, нарушающим его права как собственника земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели наличия правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений, актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких решений (актов) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения (акта) возлагается на орган, принявший (издавший) таковые.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с выполнением международных договоров Российской Федерации, строительством, реконструкцией указанных в этой норме объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
К числу таких объектов названной статьей отнесены, в частности, автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Из содержания оспариваемого постановления Администрации следует, что изъятие земельного участка обусловлено целями реконструкции автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Зеленая.
Отказывая в удовлетворении требований Общества и признавая наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ГК РФ оснований для изъятия у Общества земельного участка, суды исходили из того, что этот участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области входит в границы населенного пункта, расположен в функциональной зоне территорий общего пользования (дорог местного значения); в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области находится в территориальной зоне обслуживания жилой застройки Ж-2.1 - зоне для размещения и деятельности сооружений и коммуникаций автомобильного, трубопроводного транспорта, связи, а также инженерного оборудования для обеспечения жизнедеятельности существующей и планируемой жилой застройки.
При этом суды не учли следующее.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) целью подготовки документации по планировке территории является обеспечение устойчивого развития территорий, в том числе выделение элементов планировочной структуры, установление границ земельных участков, установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
По смыслу пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 499-ФЗ).
Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 1 апреля 2015 года (часть 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
На обстоятельства, предусмотренные названными положениями Закона N 499-ФЗ, наличие которых исключает необходимость утверждения указанных в пункте 1 статьи 56.3 ЗК РФ документов для целей изъятия земельного участка, Администрация не ссылалась, и судами таковые не установлены.
Вывод судов относительно того, что в данном случае подготовка предусмотренной пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ не требуется со ссылкой на то, что Администрацией планируется не строительство, а реконструкция объекта, не соответствует положениям названной нормы.
Констатируя вывод о том, что размещение объекта местного значения, для реконструкции которого изымается земельный участок, предусмотрено документами территориального планирования, суды указали на представленные Администрацией сведения о границах функциональных зон и параметрах их развития, о границах территориальных зон, определенных генеральным планом правилами землепользования и застройки поселения.
Как указано в оспариваемом постановлении, изъятие земельного участка в оспариваемом постановлении обосновано необходимостью реконструкции автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 1 ГрК РФ реконструкцией линейных объектов признается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
По смыслу приведенных норм применительно к пункту 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков в целях реконструкции объектов федерального значения, регионального значения или местного значения допускается, если размещение объектов, создаваемых в результате реконструкции, предусмотрено указанными в названной норме документами.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ в состав генерального плана входят положение о территориальном планировании, карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 4 той же статьи положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в части 3 статьи 23 ГрК РФ картах отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся, в том числе к автомобильным дорогам местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Вопросы о том - содержатся ли в генеральном плане поселения в положении о территориальном планировании в числе сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основных характеристиках, их местоположении, такие сведения применительно к планируемому размещению автомобильной дороги, создаваемой путем реконструкции, отображена ли на карте планируемого размещения объектов местного значения поселения планируемая к размещению в результате реконструкции автомобильная дорога судами не исследованы.
Обстоятельства наличия или утвержденного проекта планировки территории судами не проверены.
Суды также не исследовали вопросы о том - изменение каких параметров объекта предусмотрено в рамках мероприятий по реконструкции дороги, чем определена и обусловлена необходимость такой реконструкции.
Применительно к указанному в оспариваемом постановлении основанию изъятия земельного участка, связанному с реконструкцией автомобильной дороги, и положениям статьи 279 ГК РФ, статьей 49, 56.3 ЗК РФ, эти обстоятельства имеют значение для разрешения спора.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешение спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 27.12.2021 и постановление от 06.04.2021 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А56-26750/2021 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 той же статьи положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в части 3 статьи 23 ГрК РФ картах отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся, в том числе к автомобильным дорогам местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
...
Применительно к указанному в оспариваемом постановлении основанию изъятия земельного участка, связанному с реконструкцией автомобильной дороги, и положениям статьи 279 ГК РФ, статьей 49, 56.3 ЗК РФ, эти обстоятельства имеют значение для разрешения спора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2022 г. N Ф07-10050/22 по делу N А56-26750/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18563/2023
30.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26750/2021
05.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10050/2022
06.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3656/2022
27.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26750/2021