08 августа 2022 г. |
Дело N А42-4310/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
при участии от акционерное общество "Апатит" Табаки И.В. (доверенность от 25.06.2021), от Ельдецова А.А. (доверенность от 01.06.2020),
рассмотрев 02.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Апатит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А42-4310/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Апатит", адрес: 162622, Вологодская обл., г. Череповец, Северное ш., д. 75, ОГРН 1025100561012, ИНН 5103070023 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Балтийско-арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр-кт, д. 24, корп. А, ОГРН 1045100180388, ИНН 5190129538 (далее - Управление), выразившихся в отказе 17.02.2021 в актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, "Кировский филиал акционерное общество "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) (код в государственном реестре 47-0151-000323-П).
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общество просило суд обязать Управление провести актуализацию учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, "Кировский филиал АО "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) (код в государственном реестре 47-0151-000323-П) с присвоением данному объекту III категории на основании заявления Общества от 29.01.2021 N 4145200.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2022 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.04.2022 решение суда первой инстанции остановлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить заявленные Обществом требования.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Общество через личный кабинет природопользователя подало в Управление заявление от 29.01.2021 N 4145200 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре "Кировский филиал АО "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) (код в государственном реестре 47-0151-000323-П, декларируемая категория III).
Общество исходило из необходимости присвоения указанному объекту НВОС III категории негативного воздействия на окружающую среду, поскольку в результате изменений, ставших основанием для актуализации сведений (вывод ж/д инфраструктуры из состава комплексного объекта АНОФ-2), объект ОНВ стал соответствовать этой категории уровня негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам рассмотрения заявление Общества было отклонено в личном кабинете 17.02.2021 с комментарием: "Федеральный надзор - ПП РФ N 903 п. п.а, п. 3 Объект I категории п. п. 14 п. 1 ПП РФ 2398".
Управление направило Обществу письмо от 05.04.2021 N 02/3111 о разъяснении принятого решения, указав, что на государственный учет поставлены два объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: второй категории N 47-0151-000323-П "Кировский филиал АО "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) и первой категории N 47-0151-000318-П "Коровский филиал - хвостохранилище апатит-нефелиновой обогатительной фабрики-2 (АНОФ-2)", имеющие одинаковое местоположение и связанные единым технологическим циклом: переработка (обогащение и разделение) апатит-нефелиновой руды до концентрата и отходов (хвостов), их складирование (как товара и как отхода), а также погрузка и транспортировка до места использования и размещения; технология производства обусловила необходимость существования и эксплуатации объекта, без которого, по имеющейся технологии, производство на АНОФ-2 не возможно.
Не согласившись с отказом Управления в актуализации сведений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не установив предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1); сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6); при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9).
Статьей 4.2 данного закона предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1); критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (утратили силу с 01.01.2021, с 08.10.2021 действуют критерии, утвержденные постановлением Правительства от 31.12.2020 N 2398).
При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория, в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий.
Если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
Основания для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, перечислены в пункте 75 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 N 104 (далее - Административный регламент N 104): а) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента; б) непредставление сведений, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента; в) представление сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента N 104 документами, подтверждающими необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, являются представленные заявителем сведения: а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; б) об изменении места нахождения объекта НВОС; в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что приведенные Управлением в письме от 05.04.2021 N 02/311 доводы не являются в силу пунктом 17 и 75 Административного регламента основанием для отказа в актуализации сведений об объекте.
При этом суды сделали вывод о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере его предпринимательской деятельности, что в силу положений статей 198 и 201 АПК РФ является необходимым условием для признания такого решения незаконным.
Суды применив положения абзаца 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ, пункт 2.1 Информационного письма Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" (далее Информационного письма Росприроднадзора), используя понятия "хвостохранилище", "гидротранспорт", приняв во внимание пояснения Общества, пришли к выводу что АНОФ-2 и хвостохранилище связаны между собой сооружениями системы гидротранспорта, представляют собой единый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, включающий в себя несколько источников негативного воздействия, даже несмотря на что на сегодняшний день указанные объекты поставлены на учет как два самостоятельных объекта. И поскольку действующая на фабрике технология производства обусловила необходимость существования и эксплуатации хвостохранилища (отнесено к объектам I категории), без которого, по имеющейся технологии, производство на АНОФ-2 невозможно, суды заключили, что отказ Управления не нарушает прав и законных интересов Общества.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Постановка объектов НВОС на государственный учет, а также актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила).
Согласно части 11 статьи 69 Закона N 7-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном данным Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (часть 4 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
На основании изложенного, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды документом, подтверждающим юридический факт присвоения объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории является свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Как установили суды на государственный учет поставлены два объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: второй категории N 47-0151-000323-П "Кировский филиал АО "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) и первой категории N 47-0151-000318-П "Коровский филиал - хвостохранилище апатит-нефелиновой обогатительной фабрики-2 (АНОФ-2)"
Вопрос о категории в отношении каждого объекта был решен при его постановке на государственный учет.
Делая вывод об отсутствии нарушения прав Общества суды в отсутствие спора по конкретному предмету преодолели силу данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и вышли за предмет настоящего спора.
Информационное письмо Росприроднадзора, на которое сослалась апелляционная инстанция направлено на формирование подхода при постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, а не для того, чтобы возвращаться к этому вопросу после того когда объекты уже поставлены на государственный учет.
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом вопрос о наличии или отсутствии оснований для актуализации сведений об объекте надлежит решать в отношении именно того объекта который стоит на государственном учете.
Вместе с тем нарушение прав Общества в данном случае кассационная инстанция усматривает в создании незаконных препятствий для реализации права на актуализацию сведений о конкретном объекте.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А42-4310/2021 отменить.
Признать незаконными действия Балтийско - арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выразившиеся в отказе 17.02.2021 в актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, "Кировский филиал АО "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) (код в государственном реестре 47-0151-000323-П).
Балтийско - арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить нарушение прав и законных интересов акционерного общества "Апатит" путем повторного рассмотрения заявления об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, "Кировский филиал АО "Апатит" Апатит-нефелиновая обогатительная фабрика-2 (АНОФ-2) (код в государственном реестре 47-0151-000323-П) с учетом выводов, сделанных в настоящем постановлении.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (часть 4 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
...
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
...
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2022 г. N Ф07-8213/22 по делу N А42-4310/2021