08 августа 2022 г. |
Дело N А56-103369/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" Чешкова Е.О. (доверенность от 23.12.2021),
рассмотрев 08.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А56-103369/2021,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Нейшлотский пер., д. 8, ОГРН 1037843033029, ИНН 7825342390 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 27.10.2021 N 5372 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, уменьшить штраф менее минимального размера санкции. Указывает, что надлежащим образом выполняло обязанности, предусмотренные условиями контракта и Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), поскольку приняло все возможные действия по недопущению выхода подрядчика на объект и нарушений со стороны подрядной организации (в его адрес направлялось письмо о возможности производства работ только после получения ордера ГАТИ). Представленные в дело доказательства свидетельствуют о наличии достаточных оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым правоотношениям и не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
ГАТИ, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 04.10.2021 и 13.10.2021 специалистом ГАТИ проведен осмотр территории, расположенной в Санкт-Петербурге на углу Морской набережной и Адмиральского проезда, в ходе которого выявлено производство плановых работ, связанных с изменением планировочного устройства и покрытия, выполняются работы по устройству остановочных пунктов. Ведутся работы по снятию части газона, зона работ ограждена, на проезжей части установлены ограждения, временные дорожные знаки, общая площадь зоны производства работ 221,5 кв.м. На момент осмотра присутствуют рабочие и строительная техника.
Заказчиком работ согласно контракту является Учреждение, которое в нарушение пунктов 3.1.1, 4.5, 4.6, 6.1 Правил N 875 не получило ордер на производство данных работ.
Об указанном Инспекцией составлены протоколы осмотра от 04.10.2021, от 13.10.2021 с фотофиксацией, схемой правонарушения, протокол об административном правонарушении от 13.10.2021 N 32120, вынесено постановление от 27.10.2021 N 5372 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о доказанности состава вменяемого Учреждению административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе привлечения к административной ответственности не установил, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность в том числе за неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.4.6 Правил N 875 заказчик - юридическое или физическое лицо, уполномоченное владельцем (или само являющееся владельцем) объекта благоустройства и (или) элемента благоустройства, обеспечивающее производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875, ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил N 875 заказчик до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, обязан получить ордер ГАТИ на их производство.
В пункте 6.1 Правил N 875 установлено, что заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в ГАТИ до начала их производства; выполнение указанных работ без ордера Инспекции на их производство запрещено.
Ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере (пункт 6.11 Правил N 875).
Согласно п. п. 4.1, 4.6 Правил N 875 производство земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м., работ по установке элементов благоустройства площадью более 10 кв. м., для планировочного устройства, покрытий, ограждений - без ограничений по площади, без ордера ГАТИ запрещено.
Обязанность по оформлению ордера возложена на заказчика, так же как и обязанность осуществлять контроль за действиями подрядчика с целью недопущения производства работ при отсутствии ордера ГАТИ.
В соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга от 24.05.2021 N ОСТ-8 акционерное общество Группа компаний "Омега" является подрядчиком по выполнению работ по объекту "Устройство остановочных пунктов городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга в Василеостровском районе (Лот 1)", заказчиком работ выступает Учреждение. Согласно пункту 1 Календарного плана производства работ (приложение N 1 к дополнительному соглашению от 17.06.2021 N 1-ОСТ-13 к контракту) получение ордера ГАТИ, а также распоряжения на ограничение движения предусмотрено для заказчика в период с 15.07.2021 по 14.08.2021. В соответствии с пунктом 3 данного плана начало производства работ предусмотрено с 15.08.2021, следовательно, заказчик обязан был обеспечить подрядчика ордером ГАТИ до начала производства работ.
Суды обоснованно пришли к выводу о доказанности вины Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ), снижения размера назначенного штрафа (части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ) судами не установлено. Суды, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания, пришли к выводу, что назначенный штраф в размере 300 000 руб. (минимальный размер санкции) является в данном случае справедливой и соразмерной мерой публично-правовой ответственности, отвечает целям административного наказания. Суды привели достаточное обоснование своих выводов.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, обжалованный судебный акт следует признать правильным, оценка доказательств произведена апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 65-71 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А56-103369/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.