08 августа 2022 г. |
Дело N А56-21388/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Молчанова И.С. (доверенность от 01.02.2022 N 37-2022),
рассмотрев 03.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А56-21388/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 29Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - ГКУ "Ленавтодор"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, адрес: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 27, ОГРН 1057810017053, ИНН 7811312042 (далее - Управление), от 19.11.2020 N 18.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ГКУ "Ленавтодор", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание является незаконным, поскольку возлагает на заявителя необоснованные требования. Как указывает ГКУ "Ленавтодор", оно является заказчиком работ по содержанию, строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального значения и не имеет никакого отношения к непосредственному выполнению указанных в предписании работ, следовательно, на него не может быть возложена обязанность устранить нарушения требований санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", утвержденных постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 31.10.1996 N 36 (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96). Кроме того, податель жалобы полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым, так как не содержит перечня определенных действий, которые должен выполнить заявитель.
В судебном заседании представитель ГКУ "Ленавтодор" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании поступивших обращений граждан по вопросам ухудшения условий проживания вследствие негативного влияния шума от автомобильного транспорта, проезжающего по дороге "Парголово - Огоньки", вынесло определение от 31.08.2020 N 199 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица.
В рамках административного расследования проведены инструментальные измерения уровней звукового давления в дневное и ночное время, в том числе по следующим адресам:
- территория, прилегающая к жилому многоквартирному дому N 11, расположенному по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово, Выборгское шоссе (далее - МКД);
- на границе территории дома 44, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, 38-й км Выборгского шоссе, 1-я линия садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" (далее - СНТ).
Результаты измерений оформлены протоколами измерений шума в дневное время суток от 08.09.2020 N 641-4-01 и N 640-4-01; в ночное время суток - от 15.09.2020 N 658-4-01 и N 659-4-01, которые переданы в федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" (далее - ФГБУЗ "ЦГиЭ ЛО") для анализа результатов измерений с целью получения гигиенической оценки шумового воздействия (в дневное и ночное время), создаваемого на территории жилых застроек движением автомобильного транспорта по автодороге "Парголово - Огоньки".
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "ЦГиЭ ЛО" от 17.09.2020 N 45.156.3.1.20.09.04 уровни шума на территории жилых застроек по указанным адресам превышают допустимые уровни, регламентированные СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Управлением установлено, что согласно распоряжению Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.02.2015 N 622 автодорога "Парголово - Огоньки" находится в оперативном управлении ГКУ "Ленавтодор".
Указанные обстоятельства послужили Управлению основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ГКУ "Ленавтодор" с целью надзора за соблюдением указанным лицом обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (распоряжение от 02.10.2020 N 47-01-04-708/20). Проверка проводилась в период с 12.10.2020 по 09.11.2020 с привлечением специалистов ФГБУЗ "ЦГиЭ ЛО".
В ходе указанной проверки в присутствии представителя ГКУ "Ленавтодор" были проведены измерения уровней звукового давления и уровня вибрации в следующих точках:
- на придомовой территории МКД (в дневное и ночное время);
- в жилом помещении квартиры N 7 МКД (в дневное и ночное время);
- на границе территории дома N 44, расположенного на 1-й линии СНТ (в дневное время).
Результаты измерений оформлены протоколами от 29.10.2020 N 771-4-01, 772-4-01, 775-4-01, 776-4-01 измерений шума и вибрации в дневное и ночное время и переданы в ФГБУЗ "ЦгиЭ ЛО" для анализа с целью получения гигиенической оценки шумового воздействия, создаваемого на территории жилых застроек движением автомобильного транспорта по автодороге "Парголово - Огоньки".
Согласно экспертному заключению ФГБУЗ "ЦГиЭ ЛО" от 05.11.2020 N 51.190.3.1.20.10.27 уровень шума на территории МКД и территории указанного дома 44 не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а именно превышает допустимые его уровни для дневного и ночного времени.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 09.11.2020 N 32, в котором отражены выявленные нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
В связи с этим Управление выдало ГКУ "Ленавтодор" предписание от 19.11.2020 N 18 об устранении в срок до 13.05.2021 выявленных нарушений, которым обязало обеспечить выполнение мероприятий, направленных на доведение уровней звукового давления на территории жилой застройки по указанным выше адресам до значений, регламентируемых СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Не согласившись с указанным предписанием, ГКУ "Ленавтодор" оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ГКУ "Ленавтодор" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Согласно положениям Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2); индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11); жилые помещения по уровням шума должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1 статьи 23).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения статьи 11, пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ обязывают юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Классификация шумов, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки установлены СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (действовавшими в рассматриваемый период). Показатели допустимых уровней шума в жилых помещениях и на территории жилой застройки отражены в таблице 3 названных санитарных норм.
Действующие в настоящий момент нормируемые параметры шума в жилых помещениях и на территории, непосредственно прилегающей к зданиям жилых домов, установлены в таблице 5.35 санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), и аналогичны параметрам, отраженным в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (в таблице 3).
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (утратившие силу с 10.03.2021) и СанПиН 1.2.3685-21 (введенные в действие с 01.03.2021) являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждается факт превышения законодательно установленных нормативов уровней шума на территории жилых застроек по указанным адресам. Источником шума в рассматриваемом случае является движущийся автотранспорт по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области "Парголово - Огоньки", проходящей рядом с МКД и 1-й линией СНТ.
Автодорога "Парголово - Огоньки" находится в оперативном управлении ГКУ "Ленавтодор". Следовательно, как верно указали суды, именно заявитель обязан обеспечить соблюдение технических регламентов и санитарных норм при эксплуатации указанной автодороги.
Довод ГКУ "Ленавтодор" о неисполнимости предписания был предметом исследования судов, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен, поскольку конкретные действия, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, и способ исполнения оспариваемого предписания должны определяться ГКУ "Ленавтодор" самостоятельно. Отсутствие в оспариваемом предписании механизма его исполнения не свидетельствует о незаконности и невозможности исполнения ненормативного акта. Доказательств, подтверждающих невозможность выполнить оспариваемое предписание, ГКУ "Ленавтодор" не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, констатировав законность оспариваемого предписания, правомерно отказали в удовлетворении заявления ГКУ "Ленавтодор".
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А56-21388/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующие в настоящий момент нормируемые параметры шума в жилых помещениях и на территории, непосредственно прилегающей к зданиям жилых домов, установлены в таблице 5.35 санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), и аналогичны параметрам, отраженным в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (в таблице 3).
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (утратившие силу с 10.03.2021) и СанПиН 1.2.3685-21 (введенные в действие с 01.03.2021) являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А56-21388/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2022 г. N Ф07-11716/22 по делу N А56-21388/2021