15 августа 2022 г. |
Дело N А13-16076/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 15.08.2022 без вызова сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А13-16076/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области, адрес: 162603, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Краснодонцев, д. 3, ОГРН 1043500647277, ИНН 3523011972 (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Мыльниковой Анастасии Валерьевны, ОГРНИП 319352500040677 (далее - Предприниматель), 112 500 руб. неосновательного обогащения в виде неправомерно полученной субсидии.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2022, Инспекции в иске отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, спорные средства субсидии подлежат взысканию с получателя в качестве неосновательного обогащения, поскольку после перечисления Предпринимателю средств субсидии Инспекцией в ходе мониторинга установлено, что на 01.07.2020 (до направления Предпринимателем заявления о предоставлении субсидии - 16.07.2020), у ответчика имелась недоимка по уплате налогов в размере более 3 000 руб., о которой он не мог не знать, что исключает возможность предоставления субсидии ввиду несоответствия Предпринимателя критериям, установленным в подпункте "д" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 (далее - Правила N 976). В этой связи Инспекция считает, что Предпринимателя нельзя признать добросовестным получателем субсидии, а его дальнейший отказ от возврата субсидии не может быть признан правомерным. Как указывает Инспекция, самостоятельное формирование налоговым органом реестра получателей субсидии с включением в него Предпринимателя не может освобождать данное лицо от обязанности возвратить неосновательно полученные средства.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприниматель 16.07.2020 обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 976.
Инспекция, не усмотрев несоответствия ответчика указанным в пункте 3 Правил условиям, включил его как получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии.
На основании реестра, направленного Инспекцией в Федеральное казначейство, Предпринимателю 22.07.2020 перечислены 112 500 руб. субсидии.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Инспекцией Правил N 976 установлено, что Предпринимателю предоставлена субсидия при наличии задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме 52 221 руб., в связи с чем ответчику направлено уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии от 21.07.2021.
Неисполнение уведомления в добровольном порядке явилось основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, а также Правилами N 976, и исходили из того, что Предприниматель при заполнении документов на получение субсидии не предоставлял в налоговый орган искаженные сведения о себе; перечисление спорной субсидии произведено Предпринимателю на основании реестра, составленного самим налоговым органом; счетной ошибки при перечислении субсидии и нецелевого использования Предпринимателем средств субсидии не установлено, равно как и недобросовестности в действиях ответчика.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В данном случае суд кассационной инстанций, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, таких оснований для отмены принятых по делу судебных актов не усматривает.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируется положениями статьи 78 БК РФ.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Между тем в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Таким образом, для возврата субсидии в судебном порядке необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров. Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Правил N 976).
Субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1 (реестр получателей субсидии), в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил (пункт 2 Правил N 976).
Пунктом 3 Правил N 976 определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, включая условие о том, что у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления) (подпункт "д").
Пунктом 5 Правил N 976 установлен размер субсидии, который определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15 000 руб. и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6 500 руб. на количество работников в мае 2020 года. Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации. Ответственность за достоверность указанной информации несет получатель субсидии.
В силу пункта 6 Правил N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).
Указанной нормой предусмотрено, что именно налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе и в случае нарушения условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, отказывает в ее предоставлении (пункт 7 Правил N 976).
Как обусловлено пунктом 8 Правил N 976, только в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии Федеральная налоговая служба в течение 3-х рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 названных Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
Лишь в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 указанных Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил N 976).
В рассматриваемом случае при исследовании фактических обстоятельств дела суды установили, что Предприниматель в установленном Правилами N 976 порядке обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа; на момент рассмотрения заявления Предпринимателя налоговым органом сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии, Предпринимателем получена субсидия в сумме 112 500 руб.
Доказательства искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, позволяющего на основании пункта 12 Правил N 976 возвратить субсидию в федеральный бюджет, Инспекцией не представлено, равно как и не доказан факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Как установлено судами, предоставление Инспекцией субсидии не связано с предоставлением искаженных сведений самим Предпринимателем, поскольку сведения о наличии либо отсутствии недоимки по налогам или страховым взносам в соответствии с пунктом 6 Правил N 976 устанавливались самим налоговым органом на основании имеющихся у него сведений.
При таких обстоятельствах суды, обоснованно не усмотрев недобросовестности в действиях Предпринимателя при подаче заявления о предоставлении субсидии, заключили, что оснований для возврата субсидии в качестве неосновательного обогащения у Предпринимателя не имеется.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или о допущенной судебной ошибке, не свидетельствуют.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, а существенного нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения жалобы Инспекции суд округа не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А13-16076/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лишь в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 указанных Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил N 976).
...
Доказательства искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, позволяющего на основании пункта 12 Правил N 976 возвратить субсидию в федеральный бюджет, Инспекцией не представлено, равно как и не доказан факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Как установлено судами, предоставление Инспекцией субсидии не связано с предоставлением искаженных сведений самим Предпринимателем, поскольку сведения о наличии либо отсутствии недоимки по налогам или страховым взносам в соответствии с пунктом 6 Правил N 976 устанавливались самим налоговым органом на основании имеющихся у него сведений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2022 г. N Ф07-8720/22 по делу N А13-16076/2021