16 августа 2022 г. |
Дело N А56-90214/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Невский дом" Гимадеевой Л.Р. (доверенность от 04.07.2022), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Федькушовой М.А. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 16.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Невский дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А56-90214/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Невский дом" (199226, г. Санкт-Петербург, бул. Александра Грина, д. 1, стр. 1, пом. 14-Н, 4 этаж, оф. 26; ОГРН 1079847140614; ИНН 7802417056; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 17.09.2021 N 12/21/505-Р.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, представитель Инспекции просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжения от 30.08.2021 N 12/21/505-Р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 3, кв. 256.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 17.09.2021 N 12/21/505-Р, что расчет размера платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества (далее - ЭЭ СОИ) Общество осуществляет исходя из показаний общедомового прибора учета без учета нормативов потребления ЭЭ СОИ. При этом многоквартирный дом не оснащен автоматизированной системой контроля и учета электрической энергии и общим собранием собственников помещений в доме решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), не принято.
Об устранении указанного нарушения путем перерасчета в срок до 15.11.2021 платы за ЭЭ СОИ по квартире 256 указанного дома за период с января 2018 года по июль 2021 года Инспекция выдала Обществу предписание от 17.09.2021 N 12/21/505-Р.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как предусмотрено частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанный многоквартирный дом не оснащен автоматизированной системой контроля и учета электрической энергии.
Судами также установлено, что расчет платы за ЭЭ СОИ производится Обществом на основании полученных от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" счетов-фактур, в которых указан общий объем потребленной электроэнергии многоквартирными домами, являющихся отдельно стоящими зданиями, расположенными по ул. Крыленко в г. Санкт-Петербурге: д. 1, корп. 1, стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, без разделения на строения.
При этом решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 3, не принято.
В связи с этим суды указали, что размер расходов собственников помещений указанного дома в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, должен определяться в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что Общество в указанный период неправомерно осуществляло расчет платы за ЭЭ СОИ исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии (без учета норматива потребления ЭЭ СОИ).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А56-90214/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Невский дом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Невский дом" (199226, г. Санкт-Петербург, бул. Александра Грина, д. 1, стр. 1, пом. 14-Н, 4 этаж, оф. 26; ОГРН 1079847140614; ИНН 7802417056) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 15.06.2022 N 1072.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что расчет платы за ЭЭ СОИ производится Обществом на основании полученных от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" счетов-фактур, в которых указан общий объем потребленной электроэнергии многоквартирными домами, являющихся отдельно стоящими зданиями, расположенными по ул. Крыленко в г. Санкт-Петербурге: д. 1, корп. 1, стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, без разделения на строения.
При этом решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 3, не принято.
В связи с этим суды указали, что размер расходов собственников помещений указанного дома в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, должен определяться в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2022 г. N Ф07-7594/22 по делу N А56-90214/2021