17 августа 2022 г. |
Дело N А42-5605/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОФИЖ" Караван Е.И. (доверенность от 05.08.2022),
рассмотрев 15.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОФИЖ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А42-5605/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОФИЖ", адрес: 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 3, пом. 7, ОГРН 1025100511468, ИНН 5101302110 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (в настоящее время - Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области), адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - Инспекция), от 11.05.2021 N П612/88.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, Добролюбова пр., д. 16, корп. 2, лит. А, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - ПАО "ТГК-1"), в лице Апатитской ТЭЦ филиала "Кольский", акционерное общество "Апатитыэнерго", адрес: 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Бредова, д. 15А, ОГРН 1095101000565, ИНН 5101360376.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что система теплоснабжения в спорном многоквартирном доме является открытой, следовательно, осуществляется поставка теплоносителя, а не горячей воды как конечного продукта, который используется для нужд горячего водоснабжения (далее - ГВС). Особенности открытой системы теплоснабжения заключаются в ее одновременном использовании для целей ГВС и для отопления многоквартирного дома, когда отбор горячей воды производится прямо из тепловой сети. Оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию. Эксплуатация открытой системы теплоснабжения влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу. Ни Инспекция, ни суды не указали на несоответствие законодательству имеющейся по проекту схемы учета ресурса в спорном доме и не обязывают отказаться от использования проектной схемы. Кроме того, ни Инспекция, ни суды не указывают, какое именно оборудование не участвует в исчислении потребленного коммунального ресурса и подлежит исключению из узла учета ГВС, отсутствует разъяснение, по какой причине данное оборудование не участвует в исчислении потребленного коммунального ресурса.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В отзыве Министерство просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 09.04.2021 N П612 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом N 14 по ул. Воинов-Интернационалистов в г. Апатиты Мурманской обл. (далее - МКД), с целью проверки обращения жителя указанного МКД на предмет соблюдения лицензионных требований в части требований к установке общедомового прибора учета (далее - ОДПУ).
Согласно договору теплоснабжения от 01.02.2015 N 785 приобретение коммунального ресурса (тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя) осуществляется у Апатитской ТЭЦ филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1", система теплоснабжения МКД - открытая.
МКД оборудован тремя индивидуальными тепловыми пунктами (далее - ИТП).
В соответствии с представленным проектом установки узлов учета ГВС каждый ИТП оборудован теплосчетчиком "Логика" СПТ 941.20, состоящим из преобразователей расхода (расходомеров) "ПРЭМ-20" (2 шт.); преобразователей температуры ТЭМ (2 шт.); преобразователей давления СВД "Коммуналец" (2 шт.).
Как установлено Инспекцией, расходомер "ПРЭМ-20" учитывает объем горячей воды в мЗ. Иное оборудование согласно проекту не участвует в определении объема горячей воды, предоставленной потребителям МКД, а также не является обязательным и необходимым в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ). В ранее выданном предписании от 22.03.2019 N 229/35 (пункт 2) Обществу было предписано установить только прибор учета горячей воды (счетчик воды, расходомер) в указанном МКД.
При этом решения общего собрания собственников помещений МКД об установлении иного, дополнительного оборудования, кроме счетчика воды, которое будет применяться при расчете размера платы за коммунальную услугу по ГВС, не принималось.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу о том, что выставление собственникам помещений МКД затрат на оборудование, не предусмотренное в качестве обязательного Законом N 261-ФЗ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 354 (далее - Правила N 354), в отсутствие соответствующего решения собрания собственников помещений является неправомерным, в связи с чем выставленная собственникам помещений МКД плата за установку и обслуживание узла учета ГВС подлежит перерасчету.
Результаты проверки отражены в акте от проверки от 11.05.2021 N П612.
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 11.05.2021 N П612/88, которым Обществу предписано в срок до 10.06.2021 устранить выявленные нарушения путем выполнения перерасчета размера платы за установку узла учета ГВС собственникам помещений МКД, в части предъявления платы свыше понесенных затрат на установку счетчика воды (расходомеров) с учетом стоимости работ по их установке (монтажу, настройке и пр.), исключив из платы необоснованно включенной стоимости необязательного для учета горячей воды оборудования, а также стоимости работ по его установке (монтажу, настройке и пр.).
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона N 261-ФЗ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, с целью эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Пунктом 2 Правил N 354 определено, что ОДПУ - это средство измерения или совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемого для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом; коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21.01.2011 N 57 утверждены Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии" (далее - Методические рекомендации).
Согласно Приложению N 1 к Методическим рекомендациям системы и приборы учета воды (далее - счетчики воды) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса объема чистой холодной или горячей воды. В целях настоящих Методических рекомендаций счетчик воды - это техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды.
В Приложении N 1 к Методическим рекомендациям указано, что измеренный счетчиком воды объем воды представляется (отображается) в кубических метрах.
Пунктом 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), определено, что при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Правил N 124, учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, единицей измерения объема коммунального ресурса ГВС является метр кубический.
Таким образом, судами указано, что для учета горячей воды в целях исполнения требований Закона N 261-ФЗ и Правил N 354 (в части начисления платы за коммунальную услугу) достаточно установить счетчик воды или иное оборудование, которое определяет объем горячей воды в кубических метрах. При этом объем тепловой энергии, затраченной на ГВС, определяется не по показаниям прибора учета, а на основании утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (в Мурманской области данный норматив утвержден). Данный принцип определения объема тепловой энергии на ГВС заложен в формулах 23, 24, приведенных в Приложении N 2 к Правилам N 354.
Как посчитали суды двух инстанций, согласно проекту установки узла учета ГВС объем горячей воды в кубических метрах учитывается именно расходомером, иное оборудование согласно данному проекту не участвует в определении объема горячей воды, предоставленной потребителям МКД, не является обязательным и необходимым в соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ, а, соответственно, для его установки требовалось решение собственников помещений МКД.
Однако доказательства принятия собственниками МКД решения об установлении иного оборудования, кроме счетчика воды, которое будет применяться при расчете размера платы за коммунальную услугу (а также определение стоимости такого оборудования и порядка оплаты), в материалы дела не представлены.
Указанное не лишает Общество права инициировать собрание собственников помещений МКД с вынесением вопроса о принятии соответствующего решения.
Доводы Общества о необходимости оборудования МКД дополнительными ОДПУ тепловой энергии в соответствии Правилами о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, отклонены судами со ссылками на то, что контрольно-измерительные приборы в системе ГВС должны быть установлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, вне зависимости от установки прибора учета тепловой энергии. Более того, Обществом не опровергнуты доводы Инспекции о том, что собственниками помещений уже были оплачены расходы на установку ОДПУ тепловой энергии, ранее установленного в МКД (который до выдачи предыдущего предписания от 22.03.2019 N 229/35 использовался для учета тепловой энергии).
Таким образом, суды двух инстанций не установили незаконности, неясности и неисполнимости оспоренного предписания, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А42-5605/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОФИЖ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как посчитали суды двух инстанций, согласно проекту установки узла учета ГВС объем горячей воды в кубических метрах учитывается именно расходомером, иное оборудование согласно данному проекту не участвует в определении объема горячей воды, предоставленной потребителям МКД, не является обязательным и необходимым в соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ, а, соответственно, для его установки требовалось решение собственников помещений МКД.
...
Доводы Общества о необходимости оборудования МКД дополнительными ОДПУ тепловой энергии в соответствии Правилами о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, отклонены судами со ссылками на то, что контрольно-измерительные приборы в системе ГВС должны быть установлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, вне зависимости от установки прибора учета тепловой энергии. Более того, Обществом не опровергнуты доводы Инспекции о том, что собственниками помещений уже были оплачены расходы на установку ОДПУ тепловой энергии, ранее установленного в МКД (который до выдачи предыдущего предписания от 22.03.2019 N 229/35 использовался для учета тепловой энергии)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2022 г. N Ф07-9681/22 по делу N А42-5605/2021