17 августа 2022 г. |
Дело N А05-12693/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 16.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А05-12693/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала, адрес: 117292, г. Москва, Нахимовский пр-кт, д. 52/27, эт. 1, комн. Б, оф. 27, ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), о признании недействительным предписания от 19.10.2021 N 09-09/389 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения Инспекции от 18.10.2021 N 09-01/1200 в период с 18.10.2021 по 19.10.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества по вопросу соблюдения порядка определения платы за отопление за май 2021 года.
По результатам проверки установлено, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Революционная, дом N 2 "Б". Указанный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, следовательно, расчет платы за отопление Общество производит, исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги.
В ходе проверки Инспекцией установлено и отражено в акте от 19.10.2021 N 09-08/1124, что Общество в нарушение порядка определения размера платы за отопление, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) произвело начисление и выставило в платежных квитанциях плату за отопление потребителям, проживающих в указанном доме за период с сентября 2020 по май 2021 года включительно, т.е. за 9 месяцев.
По результатам проверки Инспекцией в отношении Общества выдано предписание об устранении нарушений требований жилищного законодательства от 19.10.2021 N 09-09/389, согласно которому заявителю в срок до 31.01.2022 необходимо произвести перерасчет платы за отопление потребителю, проживающему в кв. N 6 МКД N 2 "Б" по указанному адресу за май 2021 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Определение норматива потребления коммунальной услуги установлено в пункте 2 Правил N 354 и является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В приложении N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 18 приложения 1 к Правилам N 306 определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии), к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории МО "Вельское" установлен приложением N 1 постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 24.06.2013 N 76-пн (с учетом внесенных изменений постановлениями от 10.05.2017 N 37-пн и от 27.07.2020 N 49-пн; далее - постановление N 76-пн).
Согласно пункту 19 постановления N 76-пн продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в т.ч. неполных), определенного для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, составляет 8 календарных месяцев.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что в силу приведенных выше нормативных положений граждане должны вносить плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода, восьмью равными платежами в течение восьми месяцев.
Предложенный Обществом порядок расчета размера платы за отопление с применением норматива исходя из фактических дней поставки противоречит императивно установленному порядку расчета размера платы.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А05-12693/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.