24 августа 2022 г. |
Дело N А56-55002/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Бойко Д.А. (доверенность от 18.10.2021),
рассмотрев 22.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А56-55002/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 01.06.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-724/2021, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2022, постановление Управления изменено в части наказания, размер штрафа снижен до 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования полностью, поскольку Управлением неверно определена объективная сторона административного правонарушения, оставлен без внимания тот факт, что до осуществления Левашиным Виктором Николаевичем обязательств по обеспечению доступа к месту установки прибора учета выполнить присоединение энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) и подать напряжение на энергоустановку не представлялось возможным. Материалы фотофиксации подтверждают отсутствие подъездов к территории. Также податель жалобы считает, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ имелись основания для отмены штрафа полностью.
Управление в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.04.2021 в УФАС поступило заявление Левашина В.Н. с информацией о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 16.09.2020 между Обществом и Левашиным В.Н. по заявке последнего N 20-523152 заключен договор N ОД-СЭС-514345/523152-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта (индивидуальный жилой дом), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, кадастровый номер 47:07:1424001:1165 (далее - Договор).
Согласно пункту 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению указан в Технических условиях (пункт 13) и составляет 6 месяцев со дня заключения Договора (со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией).
Оплата Левашиным В.Н. счета от 15.09.2020 N 20-523152 произведена 16.09.2020 платежным поручением N 40.
Однако технологическое присоединение в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора (до 16.03.2021), не осуществлено.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении Обществом Правил N 861, в связи с чем определением от 14.04.2021 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП РФ. В отношении Общества 28.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-724/2021.
Постановлением Управления от 01.06.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-724/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с законностью постановления, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным состав вмененного правонарушения, не установив нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 300 000 руб. с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ЭПУ потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении ЭПУ таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. В пункте 18 Правил N 861 перечислены мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения ЭПУ, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.
Судами установлено, что технологическое присоединение в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора (16.03.2021), не осуществлено.
Письмом от 01.02.2021 исх. N СЭС/046/433 Обществом сообщалось об ориентировочном сроке завершения работ по Договору в запланированный срок до 16.03.2021, претензий к Левашину В.Н. в части выполнения им своей части технических условий Обществом не предъявлялось.
Письмом от 26.05.2021 исх. N ЛЭ/06-09/329 Обществом сообщено в Управление о неисполнении условий Договора со стороны потребителя в части отсутствия подъезда к участку абонента. Однако письмо отправлено уже за пределами срока, установленного Договором.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств суды двух инстанций посчитали доказанными вину Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состав вмененного административного правонарушения. Суды сочли доказанной квалификацию правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом неоднократности привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ и соблюдения правил статьи 4.6 КоАП РФ. Все установленные Управлением и судами обстоятельства (в том числе ссылка в оспариваемом постановлении УФАС на повторность - пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ) в совокупности с наличием вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных в отношении Общества со значимыми в них для оценки правомерности квалификации его действий по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ фактами, их очевидностью, являются необходимой и достаточной фактической основой для признания совершенного Обществом в настоящем деле правонарушения как повторного.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ обоснованны.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности административного наказания, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб., с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 65-71, 210 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А56-55002/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ обоснованны.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности административного наказания, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб., с чем согласился суд апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2022 г. N Ф07-8010/22 по делу N А56-55002/2021