25 августа 2022 г. |
Дело N А56-60359/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" Самохиной Ю.М. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 23.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А56-60359/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", адрес: 119019, г. Москва, Б. Знаменский пер, д. 8, корп. 3, ОГРН 1087746462616, ИНН 7704684769 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления 103 Отдела государственного архитектурно - строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Отдел), от 10.06.2021 N 103.2021.21.МА-3 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда первой инстанции от 19.10.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Отдела изменено в части размера административного штрафа, который уменьшен до 50 000 руб.
Определением от 20.01.2022 на основании части 6.1 статьи 268, пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ, апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить заявление в полном объеме.
В судебном заседании представитель Отдела просил оставить постановление без изменения.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Отделом в период с 17.03.2021 по 30.03.2021 проведена выездная проверка по программе проверок от 09.10.2020 N 2 при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства: "Реконструкция детского сада на 150 мест войсковой части 25594" шифр 594-11, расположенного по адресу: Вологодская обл., Шекснинский район, г. Вологда-20 на предмет соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, наличие разрешения на строительство, выполнение требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)
В ходе проверки было выявлено, что застройщик/технический заказчик в лице Предприятия в адрес надзорного органа не направил извещение о переносе сроков завершения работ, подлежащих проверки при строительстве, реконструкции вышеуказанного объекта.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 30.03.2021 N 103.17МА проверки и выдано предписание об устранении нарушений.
По факту выявленных нарушений уполномоченное лицо составило в отношении Предприятия протокол от 27.04.2021 N 103.2021.21МА-3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ.
Постановлением от 11.06.2021 N 103.2021.21МА-3 Отдел признал Предприятие виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде 105 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, оспариваемое постановление Отдела суд изменил в части размера административного штрафа, уменьшив до 50 000 руб.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции и отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р) в ведении Минобороны России учреждено Предприятие, согласно пункту 1 Устава которого оно создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что факт не уведомления органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти о переносе сроков завершения работ, подлежащих проверки при строительстве, реконструкции вышеуказанного объекта установлен Отделом, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе актом проверки, протоколом от 27.04.2021 N 103.2021.21МА-1 об административном правонарушении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Предприятие приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлено.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Предприятием упомянутых требований законодательства о градостроительной деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, апелляционный суд пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Назначенное Предприятию наказание в виде штрафа в размере 105 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных, частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Предприятия к административной ответственности, наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным апелляционный суд не установил; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права вопреки доводам кассационной жалобы не установлено в связи с отсутствием оснований для рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства в силу пункта 4 части 1 статьи 227 АПК РФ и размера назначенного в нашем случае административным органом наказания (105 000 руб.).
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А56-60359/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.