25 августа 2022 г. |
Дело N А56-52417/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "УК Ариосто" Кушнарева С.Ф. (доверенность от 10.01.2021), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Земсковой Д.С. (доверенность от 24.01.2022),
рассмотрев 23.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Аристо" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А56-52417/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Ариосто", адрес: 188669, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Мурино, ул. Шувалова, д. 8, пом. 16-Н, ОГРН 1204700015838, ИНН 4703177866 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, корп. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), с заявлением о признании недействительным решения от 17.05.2021 N 78/13693/21, которым жалоба Общества признана необоснованной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83, ОГРН: 1027807593318, ИНН 7814002313 (далее - Администрация), и Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр-кт, д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 08.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемый судебный акт и удовлетворить заявление.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Администрация и Инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, Администрацией (Организатор торгов) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение N 090421/3170144/01 о проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Юнтолово, Плесецкая ул., д. 6, стр. 1 (далее - МКД).
От заявителя в адрес организатора торгов поступило уведомление о проведении собственниками помещений МКД общего собрания по выбору способа управления и управляющей организации, на котором по итогам голосования управляющей организацией было выбрано Общество, что подтверждается протоколом от 11.12.2020 N 1-2020 общего собрания собственников помещений МКД.
В адрес Администрации от акционерного общества "Арсенал-1" (далее - застройщик) поступила информация с приложением копии протокола единственного собственника помещений МКД и договора управления о том, что в отношении МКД на основании протокола от 11.12.2020 N 1-2020 выбрана управляющая компания Общества, а 11.12.2020 данное решение реализовано путем заключения договора управления между застройщиком и Обществом.
Администрацией 21.01.2020 был направлен запрос в Инспекцию с просьбой провести проверку легитимности решений, зафиксированных протоколом от 11.12.2020 N 1-2020.
На данный запрос был получен ответ от 20.02.2020 N 08-11-1223/21-0-1, согласно которому сведения о МКД, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат Общество, размещены в разделе лицензий субъекта Российской Федерации на основании договора управления МКД с застройщиком от 27.11.2020 N П6, иных заявлений о внесении изменений в реестр не поступало.
В Инспекцию 26.04.2021 от Общества поступило заявление о внесении изменений в реестр на основании решения собственников.
Инспекция вынесла распоряжение от 11.05.2021 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга на основании несоответствия заявления и документов условиям, предусмотренных порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В связи с тем, что Инспекция отказала во внесении изменений в реестр по заявлению Общества, Администрация не усмотрела оснований для отмены конкурса.
Полагая действия организатора торгов незаконными, Общество обратилось с жалобой в Управление.
Решением Управления жалоба Общества признана необоснованной. Управление пришло к выводу о том, что Организатор торгов не нарушил нормы действующего законодательства при проведении процедуры конкурса.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, удовлетворил заявление.
Приняв во внимание то, что решение собственниками спорного МКД о выборе способа и порядка управления в порядке статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) после ввода жилого дома в эксплуатацию не принималось, и соответственно Администрацией правомерно в соответствии с требованиями части 4 статьи 161 ЖК РФ размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, суд апелляционной инстанций согласился с решением Управления о необоснованности жалобы Общества, отменил решение суда и отказал в удовлетворении его заявления.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражений в отношении нее, проверив законность принятого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
В силу требований подпункта "в" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, застройщик обеспечивает надлежащее содержание общего имущества МКД в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту, с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию самостоятельно (без заключения договора управления домом) либо путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (пункт 39 Правил N 75).
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный МКД построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения Службы государственного строительного надзора от 27.11.2020 N 78-15-84-2020.
Застройщик, реализуя положения части 14 статьи 161 ЖК РФ, заключил договор управления МКД от 27.11.2020 N П6 с управляющей компанией - ООО "УК Ариосто", что послужило основанием для вынесения ГЖИ 02.02.2021 распоряжения N 269-рл о внесении соответствующих сведений о МКД в Реестр.
В соответствии с пунктом 9.2 договора определено, что договор действует до заключения договора с победителем конкурса по отбору управляющей компании в соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ или принятия собственниками помещений решения о выборе способа управления многоквартирным домом и его реализации в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом.
Апелляционный суд, давая оценку действий организатора торгов и соответственно правомерности оспариваемого решения УФАС принял во внимание следующие обстоятельства.
Получив от Общества и застройщика - АО "Арсенал-1" уведомление (информацию) о том, что в отношении МКД на основании протокола N 1-2020 от 11.12.2020 выбрана управляющая компания ООО "УК Ариосто", а 11.12.2020 данное решение реализовано путем заключения договора управления между АО "Арсенал-1" и ООО "УК Ариосто" организатор торгов с целью проверки легитимности данного решения направил запрос в Инспекцию.
Согласно ответу Инспекции ООО "УК Ариосто" осуществляет деятельность по управлению спорным МКД на основании договора управления МКД с застройщиком от 27.11.2020, иных заявлений о внесении изменений в реестр не поступало.
С учетом полученной от Инспекции информации организатор торгов 09.04.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru опубликовал извещение N 090421/3170144/01 о проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Юнтолово, Плесецкая улица, дом 6, стр. 1.
Позже Общество (26.04.2021) обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга в отношении указанного МКД, представив протокол общего собрания собственников от 11.12.2020 N 1-2020.
Распоряжением от 11.05.2021 N 1544-рл Инспекция отказала во внесении изменений в реестр лицензий субъекта в отношении указанного МКД в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным подпунктом "е" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензии субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), со ссылкой на то, что решение общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленное протоколом от 11.12.2020 N 1-2020, имеет признаки ничтожности по основаниям, установленным статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Данное распоряжение Инспекции прошло судебный контроль в деле N А56-52420/2021 и признано законным.
В силу части 1, пункта 4 части 2 статьи 44, частей 2 и 3 статьи 161 ЖК РФ только собственники помещений в МКД и иные лица, принявшие от застройщика помещения в МКД (обеспечившие строительство МКД), могут принять решение о способе управления своим домом. В отсутствие такого решения организацию по управлению МКД выбирает орган местного самоуправления по результатам открытого конкурса (часть 13 статьи 161 ЖК РФ).
Судами установлено, что в соответствии с протоколом N 1-2020 в общем собрании собственников помещений МКД принял участие только застройщик.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том что решение собственниками спорного МКД о выборе способа и порядка управления в порядке статьи 161 ЖК РФ после ввода жилого дома в эксплуатацию не принималось, и соответственно оснований, препятствующих проведению открытого конкурса организатором торгов не имелось.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления о признании жалобы необоснованной соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о нарушении им норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы апелляционного суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А56-52417/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ариосто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1, пункта 4 части 2 статьи 44, частей 2 и 3 статьи 161 ЖК РФ только собственники помещений в МКД и иные лица, принявшие от застройщика помещения в МКД (обеспечившие строительство МКД), могут принять решение о способе управления своим домом. В отсутствие такого решения организацию по управлению МКД выбирает орган местного самоуправления по результатам открытого конкурса (часть 13 статьи 161 ЖК РФ).
Судами установлено, что в соответствии с протоколом N 1-2020 в общем собрании собственников помещений МКД принял участие только застройщик.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том что решение собственниками спорного МКД о выборе способа и порядка управления в порядке статьи 161 ЖК РФ после ввода жилого дома в эксплуатацию не принималось, и соответственно оснований, препятствующих проведению открытого конкурса организатором торгов не имелось.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А56-52417/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Ариосто" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2022 г. N Ф07-8555/22 по делу N А56-52417/2021