26 августа 2022 г. |
Дело N А42-5252/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 25.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Паюсова Сергея Евгеньевича и индивидуального предпринимателя Макаровского Владимира Анатольевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А42-5252/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик", адрес: 119435, Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, строение 6, этаж 1, помещение IV, комнаты 1-33, 35-53, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Паюсову Сергею Евгеньевичу, ОГРНИП 304510106500049, ИНН 510105558875 (далее - ИП Паюсов С.Е.), о взыскании 127 529 руб. 99 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказанные за период с 02.06.2020 по 31.12.2020, и к индивидуальному предпринимателю Макаровскому Владимиру Анатольевичу, ОГРНИП 316519000076912, ИНН 510101593935 (далее - ИП Макаровский В.А.), о взыскании 124 702 руб. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказанные за период с 02.06.2020 по 30.11.2020.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2022, исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ИП Паюсов С.Е. и ИП Макаровский В.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податели жалобы указывают на отсутствие в материалах дела доказательств получения ИП Паюсовым С.Е. от Общества проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, полагая, что данное обстоятельство лишает Общество права требовать оплаты услуг.
Податели жалобы также считают, что после установки ответчиками в декабре 2020 года контейнеров Общество в силу пункта 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обязано было осуществить перерасчет стоимости оказанных в период с июня по ноябрь 2020 года услуг, определив объем ТКО не по нормативу, а исходя из количества и объема контейнеров для ТКО.
Кроме того, по мнению подателей жалобы, судами не учтено, что в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции работа торгового центра, принадлежащего ответчикам, была приостановлена, ТКО не образовывались, услуги не оказывались.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе ИП Паюсова С.Е. и ИП Макаровского В.А.
Как следует из материалов дела, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Мурманской области. По соглашению с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Общество с 01.10.2019 приступило к исполнению обязанности регионального оператора и в соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 разместило на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте Общества в сети "Интернет" www.regoperator.ru.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости ИП Паюсову С.Е. и ИП Макаровскому В.А. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) принадлежит помещение III площадью 562,8 кв.м c кадастровым номером 51:14:0030605:1392, расположенное по адресу: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Бредова, д. 26а.
ИП Паюсов С.Е. в ноябре 2020 года направил Обществу заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении торгового центра.
Общество письмом от 09.12.2020 направило по адресу, указанному ИП Паюсовым С.Е. в заявке, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 81/332/0003097.
Из представленного в материалы дела почтового уведомления о вручении следует, что проект договора 21.12.2020 получен Зенковым В.В. В ходе рассмотрения дела ИП Паюсов С.Е. факт получения по почте проекта договора отрицал.
Обществом и ИП Паюсовым С.Е. договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде единого документа не подписан.
Посчитав, что несмотря на указанные обстоятельства договор на оказание услуг по обращению с ТКО в силу пункта 8(18) Правил N 1156 считается заключенным с сособственниками на условиях типового договора и сособственники обязаны в равных долях оплачивать оказанные им в спорный период услуги по обращению с ТКО, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили иск Общества, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в порядке, предусмотренном Правилами N 1156.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сторонами не оспаривается, что Общество (региональный оператор) в порядке, предусмотренном пунктом 8(17) Правил N 1156, известило потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку в установленные сроки ответчики обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнили, обязательства сторон по обращению с ТКО возникли в силу закона, в соответствии с положениями пункта 8(17) между сторонами в спорный период действовал договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
Оспаривание ответчиками факта получения ИП Паюсовым С.Е. от Общества в декабре 2020 года проекта договора не имеет значения для правильного рассмотрения спора в отношении услуг, оказанных до декабря 2020 года.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Наличие у Общества статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на территории Мурманской области, пока не доказано иное.
Поскольку ответчики не оплатили услуги по обращению с ТКО, суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Как установлено судами, при определении объема оказанных в период с июня по ноябрь 2020 года услуг Обществом использованы нормативы накопления ТКО, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4. Стоимость оказанных в июне-ноябре 2020 года услуг составила 252 231 руб. 99 коп. и предъявлена к оплате в равных долях каждому из ответчиков.
С учетом условий заключенного ответчиками соглашения от 10.11.2020 и установки ИП Паюсовым С.Е. контейнера объемом 1,1 куб.м, объем услуг по обращению с ТКО, оказанных в декабре 2020 года, определен исходя из количества и объема контейнера, а стоимость оказанных в декабре 2020 года услуг в размере 2828 руб. предъявлена к оплате ИП Паюсову С.Е.
Определение Обществом объема ТКО за период с июня по ноябрь 2020 год (при отсутствии контейнера) расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4, соответствует требованиям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ и Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Пунктом 8(18) Правил N 1156, на который ссылаются податели жалобы, не предусмотрена возможность перерасчета объема ТКО после установки потребителем контейнера в отношении услуг, оказанных до даты установки контейнера. Изменение ответчиками способа коммерческого учета объема ТКО произошло на будущий период начиная с декабря 2020 года.
Действовавший в период с июня по ноябрь 2020 год способ коммерческого учета объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО не предполагает возможность учета фактического времени работы принадлежащего ответчикам объекта торговли и корректировку в связи с этим установленного в субъекте норматива образования ТКО (количественного показателя объема ТКО).
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы судов по существу спора основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А42-5252/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Паюсова Сергея Евгеньевича и индивидуального предпринимателя Макаровского Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
...
Определение Обществом объема ТКО за период с июня по ноябрь 2020 год (при отсутствии контейнера) расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4, соответствует требованиям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ и Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Пунктом 8(18) Правил N 1156, на который ссылаются податели жалобы, не предусмотрена возможность перерасчета объема ТКО после установки потребителем контейнера в отношении услуг, оказанных до даты установки контейнера. Изменение ответчиками способа коммерческого учета объема ТКО произошло на будущий период начиная с декабря 2020 года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2022 г. N Ф07-10660/22 по делу N А42-5252/2021