29 августа 2022 г. |
Дело N А42-1737/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Куприяновой Е.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от публичного акционерного общества "Сбербанк России" Филонова С.С. (доверенность от 30.01.2020),
рассмотрев 23.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманскпромстрой" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А42-1737/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России", адрес: 117312, Москва, ул. Вавилова, д. 19, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893 (далее - Банк), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с публичного акционерного общества "Мурманскпромстрой", адрес: 183052, Мурманская обл., г. Мурманск, уч. Прибрежная дорога, д. 17, ОГРН 1025100840269, ИНН 5190400236 (далее - Общество), 7 363 232,74 руб. задолженности по кредитному договору от 22.06.2020 N 8627C6I06FYRGQ0QQ0QZ3F (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", адрес: 107078, Москва, пр. Академика Сахарова, д. 9, ОГРН 1077711000102, ИНН 7750004150 (далее - Корпорация).
От Банка поступило ходатайство об уточнении иска, в котором тот просил принять отказ от исковых требований в части взыскания с Общества 6 082 510,89 руб. задолженности по Договору в связи с тем, что указанная сумма была оплачена Корпорацией, просил прекратить производство по делу в данной части.
Суд первой инстанции принял заявленные уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ);
прекратил производство по делу по требованию Банка о взыскании 6 082 510,89 руб. в связи с отказом от заявленного требования.
Корпорация представила в материалы дела заявление о замене Банка в части процессуальных прав требования в размере 6 082 510,89 руб. (с учетом уточнения) на правопреемника Корпорацию в связи с исполнением обязательства Общества.
Рассмотрев указанное ходатайство Корпорации о замене стороны по настоящему делу, арбитражный суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку Банк отказался от указанных требований.
Решением суда первой инстанции от 06.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2022, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными судебными актами, Общество обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, суды не учли право Общества подать уточненные сведения в отношении численности своих работников за апрель-май 2020 г. не позднее 25.12.2020, что им и было сделано; Общество исполнило все требования законодательства для получения финансовой поддержки; материалы дела не содержат информацию о количестве сотрудников Общества, отраженную в информационном ресурсе Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) на контрольную дату.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Банка просил оставить ее без удовлетворения, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Общество и Корпорация надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.06.2020 Банк (кредитор) и Общество (заемщик) заключили Договор по заявлению о присоединении к Общим условиям кредитования для возобновления деятельности.
Преамбулой Договора закреплено, что он заключается в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (далее - Постановление N 696, Правила).
Согласно пункту 1 Постановления N 696 данные правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Таким образом, целью заключения сторонами Договора являлось предоставление Банком заемщику льготного кредитования для возобновления деятельности с условием дальнейшего получения Банком субсидии в связи с предоставленным кредитом.
Предусмотренное субсидирование предоставленного кредита являлось существенным для заключенного Договора, обусловившим кредитование Банком заемщика на нерыночных условиях, в т.ч.: ставкой за пользование кредитом в размере 2% годовых (пункт 3 Договора), отсрочкой погашения предоставленного кредита (пункт 7 Договора); возможностью полного списания предоставленного кредита и начисленных процентов (пункт 6 Договора).
Общество 08.06.2020 посредством системы Сбербанк Бизнес Онлайн подало заявление о предоставлении кредита на возобновление деятельности на основании Правил, которое было зарегистрировано на ресурсе ФНС России под N 6536774748125450.
На момент подачи и регистрации заявления Общества заемщик был квалифицирован ресурсом ФНС России как соответствующий требованиям Правил. Данное заявление Общества было одобрено Банком 08.06.2020, и с заемщиком 22.06.2020 был заключен Договор.
В соответствии с абзацем 1 пункта 24 Правил максимальная сумма кредитного договора определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев.
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30%.
Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе ФНС России.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.05.2020 N Д13и-16887 при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил под базовым периодом понимается количество полных календарных месяцев в сторону увеличения, при этом для определения расчетного размера оплаты труда используется федеральный МРОТ (12 130 руб.), а для целей контроля выполнения требований пункта 24 Правил используются данные, размещенные в системе ФНС России на 01.06.2020.
В соответствии с условиями Договора (пункт 1) лимит кредитной линии для заемщика составил 7 398 814,80 руб. из расчета численности работников в количестве 34 человека и его сохранение.
В соответствии с пунктом 5 Договора выдача кредита (кредитных траншей) по нему осуществляется ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчетного размера оплаты труда и численности работников заемщика в течение периода доступности кредитования, который начинается с даты открытия лимита, указанной в названном пункте Договора, и истекает 30.11.2020 (включительно). По истечении периода доступности выдача кредитных траншей не производится.
Во исполнение пункта 5 Договора Банком произведены кредитные транши: 22.06.2020 - в сумме 743 966,51 руб., 23.06.2020 - в сумме 588 557,15 руб., 25.06.2020 - в сумме 1 133 747,94 руб., 02.07.2020 - в сумме 2 466 271,60 руб., 03.08.2020 - в сумме 1 912 072,55 руб., 11.08.2020 - в сумме 255 466,28 руб.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС России численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 34 человека и снизилась по итогам месяцев базового периода августа и сентября 2020 г. до 22 человек (снижение численности до 64,71%), что подтверждено сведениями Платформы ФНС России, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами и условиями Договора перевел Договор на период погашения.
Указание о снижении численности работников Общества более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС России и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.
Банк, исполняя указанные требования Правил, 27.11.2020 направил заемщику уведомление о переводе Договора на период погашения.
Как следует из пояснений Общества, при формировании сведений о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М в мае 2020 г. оно указало недостоверные данные о количестве застрахованных лиц. В первоначальной форме было указано общее количество работников - 32 человека, вместо 14 человек, работавших в Обществе фактически. Данная ошибка привела к изменению штатной численности более чем на 80% в последующих месяцах. При обнаружении ошибки 25.12.2020 Общество внесло корректировки в форму N СЗВ-М за май 2020 г., указав реальное количество штатных сотрудников Общества.
В свою очередь, Банк, получив сведения из Платформы ФНС России о численности работников заемщика в целях проверки соблюдения Обществом требований о сохранении численности работников, перевел Договор на период погашения.
В качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предусмотренного Договором, Банку предоставлено поручительство Корпорации в соответствии с договором поручительства от 01.06.2020 N 07/1357.
Поручительством обеспечивается возврат до 85% от суммы основного долга по кредиту. Иные платежи заемщика, предусмотренные условиями указанного договора, поручитель не обеспечивает.
Согласно пункту 2 договора поручительства поручитель несет солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемых обязательств.
Во исполнение договора поручительства Корпорация 16.04.2021 в счет погашения задолженности по Договору внесла 6 082 510.89 руб.
Задолженность заемщика по Договору по состоянию на 21.04.2021 составила 1 280 721,85 руб.
Согласно пункту 6.5 Общих условий кредитования в случае ненадлежащего исполнения заемщиком его обязательств по Договору кредитор вправе потребовать от заемщика досрочного возврата всей суммы кредита и иных платежей, установленных договором.
Неисполнение Обществом обязательств по погашению долга, уплате процентов и иных платежей послужило основанием для обращения Банка в арбитражный суд с иском.
Оценив с соблюдением требований статей 65, 70, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт надлежащего исполнения Банком обязательств по Договору и ненадлежащее исполнение договорных обязательств ответчиком, учтя недоказанность ответчиком возврата в полном объеме кредита в установленный срок и своевременной уплаты процентов по нему, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 809, 811, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Постановления N 696, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно пункту 2 статьи 819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
Кредитные отношения регулируются договором и Постановлением N 696, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС России.
Согласно пункту 8 Правил заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по окончании базового периода в любом из следующих случаев: численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.06.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г.; если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил; если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил.
В силу абзаца 7 пункта 24 Правил проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС России.
Подпунктом "м" пункта 18 Правил установлено обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС России.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источниками данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенным в письме от 17.07.2020 N Д13и-22474, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме N СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г., при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
Данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при представлении заемщиком отчетности по форме N СЗВ-М по итогам мая 2020 г.
С учетом сроков подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ежемесячной отчетности о численности работников по форме N СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020, максимальная сумма кредитного договора рассчитывалась в соответствии с пунктом 24 Правил исходя из численности работников по итогам апреля 2020 г.
Согласно пункту 3.9 Общих условий при кредитовании заемщика в рамках государственных программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение перед условиями заключенного договора/условиями кредитования. Следовательно, положения Правил непосредственно регулируют правоотношения между банком и заемщиком.
Таким образом, из анализа соотношения вышеназванных норм права и условий Договора следует, что Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России. Иного порядка определения численности работников заемщика Договором и Правилами не предусмотрено.
Банк был обязан руководствоваться сведениями о численности работников Общества по состоянию на 01.06.2020, размещенными в информационном сервисе ФНС России и учтенными при расчете максимальной суммы кредита, как того требует пункт 24 Правил.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что действия Банка по осуществлению перевода Договора на период погашения полностью отвечают требованиям действующего законодательства и условиям Договора. Банк не вправе отступать от установленного порядка, поскольку иначе может лишиться права на предоставление из федерального бюджета субсидии в целях софинансирования льготной ставки кредитования.
Довод Общества о том, что Банк при проверке соблюдения Обществом требований Постановления N 696 о сохранении численности работников должен был руководствоваться фактическим количеством сотрудников Общества, а не данными Платформы ФНС России, является необоснованным, поскольку противоречит положениям подпунктов 11 и 24 Правил и не соответствует сведениям, размещенным на Платформе ФНС России.
Пунктом 13(1) Правил не предусмотрена возможность уточнения заемщиками сведений о численности своих работников в рамках программы льготного кредитования по итогам апреля или мая 2020 г., поскольку указанные месяцы не относятся к месяцам базового периода по кредитному договору.
При этом кассационный суд учитывает, что каких-либо возражений со стороны Общества по лимиту кредитной линии при заключении Договора, рассчитанного исходя из количества его работников по состоянию на 01.06.2020 (34 человека), и получению субсидии на сохранение указанной численности работников, а также в последующем, Обществом не заявлялось.
Приняв во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 АПК РФ. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А42-1737/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманскпромстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
...
Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенным в письме от 17.07.2020 N Д13и-22474, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме N СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
...
Довод Общества о том, что Банк при проверке соблюдения Обществом требований Постановления N 696 о сохранении численности работников должен был руководствоваться фактическим количеством сотрудников Общества, а не данными Платформы ФНС России, является необоснованным, поскольку противоречит положениям подпунктов 11 и 24 Правил и не соответствует сведениям, размещенным на Платформе ФНС России."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2022 г. N Ф07-9675/22 по делу N А42-1737/2021