29 августа 2022 г. |
Дело N А56-86753/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Боровой А.А., Мирошниченко В.В.,
рассмотрев 22.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-86753/2020/тр.2,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2020 по заявлению кредитора возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Юррос", адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, 17-19, лит. А, кв. 16, ОГРН 1027801545430, ИНН 7802130504 (далее - Общество).
Определением суда от 11.03.2021 заявление кредитора признано обоснованным, в отношении Общества введено наблюдение; временным управляющим утвержден Чурагулов Вячеслав Игоревич.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано временным управляющим в печатном издании "Коммерсантъ" от 20.03.2021 N 48.
Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области; далее - ФНС), 21.04.2021 обратилась в арбитражный суд с заявление, в котором, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила включить в реестр требований кредиторов должника (далее - Реестр) 12 554 793,86 руб. задолженности.
Определением от 15.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022, признано обоснованным и включено в третью очередь Реестра требование ФНС, состоящее из пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 35 459,49 руб., пеней по страховым взносам по дополнительному тарифу на застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1801,71 руб., пеней на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в сумме 91 328,16 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 770 603,81 руб., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 22 099, 65 руб., пеней по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в сумме 1600, 47 руб., штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 401 899,19 руб., штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 218 223 руб. с отнесением в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, учитываемое отдельно Реестре как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. В удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить определение от 15.02.2022 и постановление от 24.06.2022 в части отказа во включении задолженности в размере 4 967 711,58 руб. пени по НДС, в указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о недоказанности наличия спорной задолженности, настаивает на том, что увеличение суммы пеней по НДС произошло в результате выявления ранее конвертированной части суммы пеней, начисленной по результатам проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества.
В судебном заседании представитель ФНС поддержала доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подпункт 5.1 пункта 5 статьи 21 НК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N 2461-О, означенное право является одной из гарантий прав налогоплательщиков при исполнении обязанности по уплате налогов Такое регулирование направлено на обеспечение защиты налогоплательщиком как непосредственным участником отношений по взиманию налогов и сборов своих законных прав в налоговой сфере для целей определения действительного размера налогового обязательства.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом.
Содержание акта о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как установлено судами, спорная сумма пеней 4 967 711, 58 руб. определена в результате конвертации (обновления) внутренних ресурсов ФНС 23.12.2019, что привело к уменьшению ранее установленной решением от 17.09.2018 N 16\33 (ВПН) суммы пени по НДС в размере 13 267 232 руб. на вышеуказанную сумму. В ходе проверки 31.01.2022 уполномоченный орган увеличил пени на 4 967 711, 58 руб.
В результате анализа и оценки исследованных в порядке статьи 71 АПК РФ доказательств, руководствуясь приведенными нормами права и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суды признали необоснованным довод налогового органа о необходимости уплаты должником пени на НДС в размере 4 967 711, 58 руб.
При это суды исходили из содержания представленного должником акта совместной сверки расчетов от 15.02.2021 и справки уполномоченного органа от 17.02.2021, из которых данная задолженность не усматривается.
По утверждению ФНС, спорная сумма пеней не была "сторнирована", а была "конвертирована" в результате обновления программного обеспечения. Налоговый орган, проведя в карточке расчетов с бюджетом фактическое уменьшение суммы пени "ввиду ошибочного начисления по результатам налоговой выездной проверки", что не оспаривается самим налоговым органом, полагал, что различный подход в терминах "сторнирование" и "конвертирование" может повлиять на установление фактической налоговой обязанности.
Отклоняя данный довод, апелляционный суд обоснованно указал, что налоговым законодательством и соответствующим регламентом ФНС не установлено понятие "конвертирования", при изменении налоговых обязательств вследствие выявленных ошибок налоговый орган обязан произвести запись "сторно". Не соответствующая регламенту формулировка фактически направленного на уменьшение налоговой обязанности должника не сообщает этому действию налогового органа иного результата, чем то, что указанная сумма пени была уменьшена налоговым органом. Обратного действия в карточке налоговый орган не производил, соответствующие доказательства суду не представил.
Вывод судов подтверждается актом совместной сверки расчетов от 15.02.2021 и справкой уполномоченного органа от 17.02.2021 за подписью заместителя начальника инспекции Коноваловой А.Н., согласно которым сумма фактической задолженности пеней по налогу на добавленную стоимость на 15.05.2021 составляет 14 716 985,78 руб., из которых 8 070 603, 81 руб. - задолженность по пени, пересчитанная по решению по ВНП от 18.09.2018.
Тот факт, что сумма пени 8 070 603, 81 руб. была реальна уплачена должником уполномоченным органом не опровергается.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных доказательств.
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с приведенными в кассационной жалобе доводами не имеется.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-86753/2020/тр.2 без удовлетворения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.