01 сентября 2022 г. |
Дело N А21-12142/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 30.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А21-12142/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь" (ранее - акционерное общество "Янтарьэнерго"), адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 20.10.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-1042/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 1 000 000 руб. административного штрафа.
Решением суда первой инстанции от 01.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 01.02.2022 и постановление от 27.04.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований или об уменьшении суммы назначенного административного штрафа.
Как указывает Общество, в рамках исполнения обязательств электросетевой организации по договорам с Кекисом Альгисом Антонасовичем и Бориным Виталием Петровичем Общество разработало и утвердило технические задания на строительство объектов электросетевого хозяйства, 24.06.2021 разместило извещение о проведении закупки на право заключения договора на разработку рабочей документации по строительству объектов электросетевого хозяйства, по результатам которой заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью "Электроналадка" (впоследствии был расторгнут); Общество приняло решение об осуществлении строительства объектов электросетевого хозяйства собственными силами, приступило к исполнению обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения и добросовестно принимало все необходимые меры для исполнения обязательств по таким договорам; с учетом приведенных обстоятельств назначенный Управлением административный штраф не отвечает целям административного наказания и влечет избыточное ограничение прав юридического лица; при установленных по настоящему делу обстоятельствах у судов имелись основания для уменьшения назначенного Обществу административного штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (сетевая организация) и Кекис А.А. и Борин В.П. (заявители) заключили договоры от 21.09.2020 N 4807/09/20 - 4812/09/20, 4836/09/20 - 4839/09/20, от 30.09.2020 N 5069/09/20, 5073/09/20, 5075/09/20, 5078/09/20, 5080/09/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договоры), по условиям которых сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение к своим сетям энергопринимающих устройств заявителей, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 39:03:010048:182, 39:03:010048:183, 39:03:010048:194, 39:03:010048:195, 39:03:010048:196, 39:03:010048:197, 39:03:010048:190, 39:03:010048:191, 39:03:010048:192, 39:03:010048:193, 39:03:010048:184, 39:03:010048:185, 39:03:010048:186, 39:03:010048:187 и 39:03:010048:188 по адресу: Калининградская обл., г. Гурьевск, Лазурная ул. (блокированные жилые дома).
В силу пункта 6 Договоров срок выполнения мероприятий по ним составлял 6 месяцев со дня их заключения, т.е. технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей должно было быть выполнено соответственно до 21.03.2021 и 30.03.2021 включительно.
Согласно пункту 7 Договоров сетевая организация обязалась выполнить возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению до точек присоединения энергопринимающих устройств.
Пунктом 10 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договоров, предусмотрена обязанность сетевой организации от опоры N 8 воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (Л-1 от трансформаторной подстанции 141-18) до участка застройки заявителей проложить воздушную линию электропередачи с применением самонесущих изолированных проводов напряжением 0,4 кВ протяженностью 90 м (трассу прокладки воздушной линии электропередачи, марку и сечение проводов определить в проекте строительства), установить на опоре щит учета воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, от зажимов провода такой линии электропередачи до щита учета выполнить монтаж самонесущих изолированных проводов или кабельной линии расчетного сечения, определить в техническом задании тип учета щита, при необходимости в распределительном устройстве напряжением 0,4 кВ (Л-1) трансформаторной подстанции 141-18 выполнить замену группы "рубильник - предохранитель".
В Управление поступила жалоба Кекиса А.А. и Борина В.П., в которой заявители указали, что по состоянию на 19.07.2021 (дата подачи жалобы) технологическое присоединение объектов по Договорам сетевой организацией - Обществом не выполнено.
Управление, усмотрев нарушение Обществом пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), возбудило в отношении сетевой организации дело N 039/04/9.21-1042/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а 05.10.2021 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 20.10.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-1042/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 1 000 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, не усмотрел оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и для снижения назначенного Обществу административного штрафа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
В силу пункта 6 Договоров технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям Общества должно было состояться не позднее 21.03.2021 и 31.03.2021 соответственно.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судами, на 19.07.2021 - дату обращения Кекиса А.А. и Борина В.П. к Управлению - технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям Общества не было осуществлено.
Как установило Управление в ходе производства по делу об административном правонарушении, Общество на момент вынесения оспариваемого постановления разработало технические задания только по нескольким титулам строительства объектов электросетевого хозяйства.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договорам Обществом не оспаривается.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Из кассационной жалобы Общества следует, что извещение о проведении закупки на право заключения договора на разработку рабочей документации на строительство объектов электросетевого хозяйства для выполнения обязательств по Договорам размещено только 24.06.2021.
Договор с обществом с ограниченной ответственностью "Электроналадка", на который Общество сослалось в кассационной жалобе, заключен 06.09.2021, тогда как по условиям Договоров и в соответствии с пунктом 16 Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей должно было состояться до 21.03.2021 и 30.03.2021.
В материалы дела представлено распоряжение Общества от 06.08.2021 N 731, в соответствии с которым ввиду поступления в антимонопольный орган жалобы заявителей сотрудникам сетевой организации поручено разработать рабочую документацию на строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимую для осуществления технологического присоединения по Договорам, до 10.01.2021, выполнить строительно-монтажные работы до 30.11.2021.
Как установили суды, доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вывод судов о наличии или отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении связан с оценкой доказательств по делу и установлением его фактических обстоятельств.
Довод Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ направлен на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, позволяющие признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, заменить назначенный ему штраф на предупреждение либо снизить его на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлены. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
В кассационной жалобе Общество указывает на наличие в рассматриваемом деле оснований для снижения назначенного административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
Вместе с тем возможность назначения наказания менее минимального размера административного штрафа допускается при наличии исключительных обстоятельств.
В рассматриваемом случае таких обстоятельств судами не установлено. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, заявителем в материалы дела не представлено.
Назначенное Обществу административное наказание в виде 1 000 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Вывод суда о наличии или отсутствии оснований для снижения назначенного юридическому лицу административного штрафа связан с оценкой доказательств по делу.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, подлежащих применению норм материального права вывод судов о законности оспариваемого постановления Управления является правильным.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А21-12142/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае таких обстоятельств судами не установлено. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, заявителем в материалы дела не представлено.
Назначенное Обществу административное наказание в виде 1 000 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
...
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2022 г. N Ф07-8252/22 по делу N А21-12142/2021