01 сентября 2022 г. |
Дело N А21-7867/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Веги" адвоката Тарасюка С.Н. (доверенность от 19.08.2022), от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Здвижковой Е.Н. (доверенность от 10.01.2022) и Погорелюк Е.А. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 30.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А21-7867/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веги", адрес: 236010, Калининград, пр. Победы, 84, 5; ОГРН 1093925018890, ИНН 3905608129 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д.; взыскании убытков виде реального ущерба (излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д.) в размере 9 222 369, 14 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по 03.08.2020 в размере 524 089, 35 руб. с последующим начислением, начиная с 04.08.2020 по день фактической оплаты. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Министерства просили оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество осуществляет деятельность по заготовке древесины в Багратионовском лесничестве Калининградской области на основании договора от 14.02.2012 N 199-з.д. аренды лесного участка, заключенного по итогам аукциона с Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, а также дополнительного соглашения от 20.01.2016 и дополнительного соглашения от 30.01.2019.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 N 642, полномочие по обеспечению предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду закреплено за Министерством.
В целях использования истцом арендованного лесного участка был составлен проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу. Положительное заключение экспертизы проекта утверждено приказом Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области N 21 от 06.02.2014. В дальнейшем в проект вносились изменения, положительные заключения экспертизы внесения изменений в проект утверждены приказами Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12.04.2016 N 140, от 02.12.2016 N 739 и от 29.12.2017 N 816, от 20.03.2019 N 177.
Ежегодный объем заготовки древесины определен приложением N 3 к дополнительному соглашению, разработанному на основании проведенного в 2015 году лесоустройства, и составляет 19,7 тыс. куб. м, из которых:
- при рубке погибших и поврежденных насаждений - 8,9 тыс. куб. м;
- при рубках ухода за лесами - 8,8 тыс. куб. м;
- при рубке спелых и перестойных деревьев - 2 тыс. куб. м.
Основной разрешенный объем лесозаготовки на арендованном лесном участке приходится на рубку погибших и поврежденных насаждений, т.е. на санитарные рубки, и составляет 45% от общего разрешенного объема лесозаготовки.
Истец из разрешенного объема изъятия древесины (в рамках санитарных рубок) смог выбрать в 2017 г. только 38 % (3, 385 тыс. куб. м. из 8,9 тыс. куб.), в 2018 - 14,5 % (1,293 тыс. куб. м. из 8,9 тыс. куб. м.), в 2019 - 5 % (0,443 тыс. куб. м. из 8,9 тыс. куб. м.), в 2020 истец не вел рубку погибших и поврежденных деревьев.
Обществом в период 2017-2020 годов внесена арендная плата за весь объем предусмотренной договором древесины, подлежащей изъятию в рамках санитарных рубок, в то время как ответчик, по мнению истца, не исполнил в полном объеме предусмотренное договором аренды встречное обязательство по предоставлению истцу для заготовки поврежденных и погибших лесных насаждений с ликвидным запасом, в том числе по твердолиственному хозяйству, ежегодный объем подлежащий изъятию древесины (в рамках санитарных рубок) - 8,9 тыс. куб. м.
Общество неоднократно направляло в адрес Министерства обращения (от 20.12.2016 N 87, от 06.03.2018 N 18, от 26.06.2018, от 21.08.2018, от 22.04.2019 N 36, от 27.11.2019 N 124) и претензии (от 14.04.2020 N 33, от 17.04.2020 N 34) с требованиями урегулировать вопрос об изменении объемов заготовки древесины и арендной платы, а также зачета внесенной истцом арендной платы за период 2017-2019 гг. в части недополученного истцом разрешенного ежегодного объема заготовки древесины (при рубке погибших и поврежденных насаждений) в счет арендной платы, подлежащей оплате за 2020 год.
Полагая, что бездействие Министерства, выразившееся в непринятии мер к внесению изменений в Лесохозяйственный регламент 2008 года в 2017 году, 2018 году, а также неисполнения Министерством обязанности, связанной с утверждением действующего Лесохозяйственного регламента, в части Таблицы 2.17.2.2. "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", Таблицы 2.17.2.3. "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов", Таблицы 2.17.3.4.1. "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению", Таблицы 2.1.3.1. "Расчетная лесотека по всем видам рубок" Лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, повлекло убытки, связанные с отсутствием реальной возможности изъятия полностью разрешенного для заготовки объема лесных ресурсов в части сплошных и выборочных санитарных рубок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Сумма излишне внесенной арендной платы (по расчету истца) составила 9 222 369,14 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из того что арендная плата за период 2017 - 2020 годов внесена арендатором в полном объеме в соответствии с положениями действующего в спорный период Лесотехнического регламента и положениями договора аренды.
Апелляционная инстанция согласилась с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что одним из видов использования лесов является использование лесов для заготовки древесины (с изъятием лесных ресурсов).
Использование лесов для заготовки древесины осуществляется на основании договора аренды лесного участка (статья 72 ЛК РФ); к такому договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Как предусмотрено частью 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Как предусмотрено статей 87 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1); лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2); состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
В силу части 3 статьи 60.7 ЛК РФ по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества.
Вместе с тем, Министерство такие изменения в Лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества Калининградской области не вносило.
Решение Калининградского областного суда от 19.07.2021 по делу N 3а-138/2021, которым таблицы NN 2.17.2.2., 2.17.2.3., 2.17.3.4.1. и 2.1.3.1 лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 27.05.2020 N 182, признаны недействительными со дня вынесения решения суда, суды правомерно не применили к правоотношениям сторон за спорный период 2017-2020 гг.
Ввиду изложенного, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций сочли недоказанным довод Общества о невозможности изъятия древесины при проведении санитарных рубок в объеме, установленном договором, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов, где получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А21-7867/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Как предусмотрено статей 87 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1); лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2); состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
В силу части 3 статьи 60.7 ЛК РФ по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2022 г. N Ф07-10880/22 по делу N А21-7867/2020