01 сентября 2022 г. |
Дело N А42-7536/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ягры" Чурсиной А.Ю. (доверенность от 02.12.2022 N 29-2020), от Мурманской таможни Корельского А.В. (доверенность от 14.09.2021 N 05-19/14233),
рассмотрев 29.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ягры" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А42-7536/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ягры", адрес: 163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 45, ОГРН 1022900532555, ИНН 2901069731 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Мурманской таможни, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001, а также уведомления Таможни от 09.08.2021 N 10207000/У2021/0000086 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Решением суда от 26.01.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, предназначенное для рыболовной ловли судно "Викинг" не является транспортным средством международной перевозки (далее - ТСМП) в соответствии с подпунктом 51 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в связи с чем запасные части, перемещенные вместе с судном и предназначенные для его ремонта, образовали с ним единое целое и не подлежали помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Суды не учли, что с 01.01.2018 вступили в силу новые нормы ТК ЕАЭС об упрощенном порядке таможенного оформления ТСМП на водные суда, предназначенные для рыбной ловли, которые разрешают для временно вывезенных транспортных средств, зарегистрированных под флагом государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), любой ремонт за пределами ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин и налогов (пункт 2 статьи 277 ТК ЕАЭС); таким образом, для ремонта другого судна "Викинг" мог бы везти спорные запасные части беспошлинно в упрощенном порядке; использование комплектующих из судового запаса в российском порту не должно создавать для судовладельца дополнительной финансовой нагрузки по сравнению с использованием тех же запасных частей для ремонта в иностранном порту. Также Общество считает, что оспариваемое решение Таможни принято по истечении срока таможенного контроля по обстоятельствам ввоза и декларирования спорных запасных частей с судном "Викинг", что является самостоятельным основанием для признания его незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.02.2018 на таможенный пост Морской порт Таможни при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС ранее временно вывезенного морского судна "Викинг", принадлежащего на праве собственности Обществу, подана генеральная (общая) декларация, таможенная декларация транспортного средства (далее - ТДТС) N 10207050/050218/100000392 с приложением "Перечень запасных частей и оборудования по судомеханической службе М-0337 "Викинг".
Согласно указанному приложению к ТДТС на указанном судне "Викинг" на таможенную территорию ЕАЭС ввезены следующие запасные части: коленвал главного двигателя (1 шт.), крышка цилиндра главного двигателя (1 шт.), поршень главного двигателя (1 шт.), втулка главного двигателя (2 шт.), комплект мотылевых подшипников главного двигателя (1 комплект из 12 шт.), комплект рамовых подшипников главного двигателя (1 комплект из 7 шт.), комплект поршневых колец главного двигателя (1 комплект из 48 шт.), эластичные муфты валогенераторов (2 шт.), фильтры топлива, масла, воздуха для главного двигателя и вспомогательного дизель-генератора (67 шт.), комплект насос-форсунок вспомогательного дизель-генератора N 2 (1 комплект из 6 шт.), светильники рыбцеха (6 шт.), фреоновый насос (1 шт.), насосы откачки колодцев рыбфабрики FLYGHT (2 шт.).
Таможня провела камеральную таможенную проверку Общества по вопросу выпуска товаров и правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении названных запасных частей.
В ходе проверки Таможня установила, что в период нахождения судна на таможенной территории ЕАЭС, в том числе в период стоянки в порту Мурманск с 05.02.2018 по 14.06.2018, был осуществлен ремонта главного двигателя, замены эластичных муфт, работ по техническому обслуживанию ВДГ-2, установлены светильники рыбцеха, фреоновый насос и насосы откачки колодцев рыбфабрики FLYGHT. Указанные ремонтные работы выполнены на основании генерального договора от 09.01.2013 N 1 А-Я и дополнительных соглашений к нему от 30.01.2018 N 31, от 14.05.2018 N 32, заключенных Обществом с обществом с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (г. Мурманск), а также судовыми специалистами.
С учетом установленных обстоятельств Таможня посчитала, что ввезенные 05.02.2018 на судне "Викинг" запасные части, исходя из предназначения, подлежали таможенному декларированию не в составе ТСМП судна "Викинг" с применением ТДТС, а как отдельные товары в соответствии со статьями 104, 105 ТК ЕАЭС путем помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием декларации на товары (далее - ДТ) и уплатой ввозной таможенной пошлины, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Сведений о таможенном декларировании Обществом спорных запасных частей с применением ДТ, а также об уплате таможенных платежей за ввезенные товары, Таможня не установила.
По результатам проверки Таможня составила акт 05.07.2021 N 10207000/210/050721/А000004, в котором отразила (зафиксировала) установленный факт незаконного перемещения (ввоза) запасных частей (товаров), выразившегося в его недекларировании при перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
Для расчета подлежащих уплате таможенных платежей Таможней определена таможенная стоимость спорных запасных частей путем применения шестого (резервного) метода при гибком применении метода по стоимости сделки с однородными товарами в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС с гибким использованием метода определения таможенной стоимости, предусмотренного статьей 39 ТК ЕАЭС.
С учетом установленных обстоятельств решением Таможни от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001 спорные запасные части признаны незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС; на Общество возложена обязанность по уплате 1 736 244,06 руб. таможенных пошлин и налогов.
Считая решение и уведомление Таможни незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт незаконного перемещения спорных запасных частей через таможенную границу ЕАЭС и отсутствие их таможенного декларирования по установленной форме с подачей ДТ и уплатой соответствующих таможенных платежей, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу подпункта 25 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза является перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 этого Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС у лиц, незаконно перемещающих товары.
Суды установили, что Общество 05.02.2018 осуществило обратный ввоз ранее временно вывезенного с таможенной территории ЕАЭС ТСМП - морского судна "Викинг" и представило генеральную (общую) декларацию от 05.02.2018, в графе 16 которой указало сведения о списке запасных частей.
При декларировании названного судна при временном вывозе 14.06.2018 таможенному органу представлены документы, в которых отсутствуют какие-либо сведения о вывозе спорных запасных частей.
При этом спорные запасные части не предназначались для ремонта и технического обслуживания в пути следования, не являлись судовым снаряжением и не были вывезены вместе с судном. Ввезенные запасные части были использованы на таможенной территории Союза при ремонте судна в порту г. Мурманска в период с 05.02.2018 по 14.06.2018.
С учетом изложенного суды посчитали доказанным факт незаконного перемещения Обществом спорных товаров и отсутствие их таможенного декларирования по установленной форме с подачей ДТ как отдельных товаров, в связи с чем пришли к выводу о допущенных нарушениях таможенного законодательства при их перемещении через границу Российской Федерации и правомерности оспариваемого решения Таможни.
Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не находит. Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества основаны на ошибочном толковании положений таможенного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Довод кассационной жалобы о вынесении решения Таможни после истечении срока таможенного контроля был исследован судами, получил надлежащую правовую оценку и отклонен. Оснований не согласиться с выводами судов о соблюдении таможенным органом сроков вынесения оспариваемого решения у суда кассационной инстанции не имеется.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права. Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А42-7536/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ягры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 25 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза является перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 этого Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС у лиц, незаконно перемещающих товары.
Суды установили, что Общество 05.02.2018 осуществило обратный ввоз ранее временно вывезенного с таможенной территории ЕАЭС ТСМП - морского судна "Викинг" и представило генеральную (общую) декларацию от 05.02.2018, в графе 16 которой указало сведения о списке запасных частей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2022 г. N Ф07-11264/22 по делу N А42-7536/2021