05 сентября 2022 г. |
Дело N А56-58853/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Агентство внешнего транспорта" Фоминой Е.Д. (доверенность от 10.01.2022); от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Гавриловой С.А. (доверенность от 10.01.2022); от общества с ограниченной ответственностью "Горская" Купцовой А.И. (доверенность от 16.12.2021); от акционерного общества "Трест механизации строительных работ" Лукиновой К.А. (доверенность от 19.01.2022),
рассмотрев 30.08.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Агентство внешнего транспорта" и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А56-58853/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горская", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр-кт, д. 12, лит. А, пом. 7Н, ОГРН 1127847301339, ИНН 7801575892 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлениям Общества от 29.06.2021 N 04-26-25434/21-0-2, 30.06.2021 N 05-26-25755/21-0-0, 09.07.2021 N 05-15-27099/21-0-0, обязании Комитета в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, принять решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка Обществу по заявлениям от 13.05.2021 N 04-26-25434/21-0-0, N 04-26-25436/21-0-0, N 04-26-25438/21-0-0.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Агентство внешнего транспорта", адрес: 191014, Санкт-Петербург, Белинского ул., д. 13, лит. А, ОГРН 1107847185038, ИНН 7838444751 (далее - Учреждение), и Акционерное общество "Трест механизации строительных работ", адрес: 197755, Санкт-Петербург, Приморское ш., д. 140, сооруж. 2, ОГРН 1027812401341, ИНН 7821006728 (далее - Фирма).
Решением суда от 14.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2022, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах Учреждение и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просят указанные судебные акты отменить, в иске отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы Учреждение ссылается на то, что судами не были приняты во внимание пояснения Учреждения относительно спора о границах земельных участков, поскольку в случае передачи участков Обществу, у Учреждения будут возникать сложности с доступом на объекты последнего, так как доступ к этим объектам происходит через спорные земельные участки.
По мнению Учреждения, невозможно установить виды деятельности, для которых Общество требует предоставление прилегающих спорных земельных участков на праве аренды, поэтому может возникнуть ситуация, при которой виды деятельности последнего будут противоречить целям использования объектов.
Комитет в кассационной жалобе указывает на то, что приложенные к заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельных участков схемы расположения участков не соответствуют пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также требованиям пункта 4 утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762), что в свою очередь не позволило Комитету утвердить данные схемы и принять положительные решения в отношении поданных Обществом заявлений.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представители Комитета и Учреждения поддержали доводы, приведенные в жалобах. Представители Общества и Фирмы возразили против их удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлениями о предварительном согласовании предоставления по договорам аренды на 49 лет земельных участков 70, 71, 74 площадью 12 552 кв. м, 56 537,47 кв. м, 33 637 кв. м соответственно, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий нос, Приморское ш. В качестве цели использования испрашиваемых земельных участков Обществом указано - на размещение объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности.
На участке 74 расположены следующие объекты: сооружение железнодорожного транспорта, 1-этажное, протяженностью 2118 м с кадастровым номером 78:34:0000000:8429; разгрузочная эстакада склада ПГГ, площадью 9876,3 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004444:1123; разгрузочная эстакада скальной породы, площадью 14 652,9 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004444:1106.
На участке 70 расположен железнодорожный склад песчано-гравийного грунта с механизированной разгрузкой платформы (низкая эстакада) и железнодорожный путь, площадью 3199,2 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004444:1105.
На участке 71 расположено сооружение железнодорожного транспорта 1-этажное, протяженностью 7317 м с кадастровым номером 78:34:0000000:8427.
Одновременно с заявлениями Обществом представлены в Комитет документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ, в том числе, подтверждающие право собственности Общества на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемых земельных участках. Кроме того, Обществом были представлены схемы расположения земельных участков, принятые без замечаний в установленном порядке государственным казенным учреждением "Имущество Санкт-Петербурга" отделом формирования земельных участков Выборгского, Приморского, Кронштадтского, Курортного районов северного направления.
По результатам рассмотрения заявлений Общества Комитетом приняты решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков от 29.06.2021 N 04-26-25434/21-0-2, 30.06.2021 N 05-26-25755/21-0-0, 09.07.2021 N 05-15-27099/21-0-0.
Полагая, что отказы Комитета являются незаконными и нарушают права Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о несоответствии требованиям законодательства отказа Комитета в предварительном согласовании предоставления участка по приведенным в оспариваемых отказах основаниям, удовлетворил заявление Общества, возложив на Комитет обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя - принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Обществу.
Апелляционная инстанция, повторно рассматривая дело, согласилась с выводами суда первой инстанции и мотивированно отклонила доводы Учреждения и Комитета, изложенные в апелляционных жалобах.
Суд округа, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационных жалобах, не находит оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то в силу указаний, содержащихся в пункте 1 статьи 39.14 ЗК РФ, первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Судами установлено, что Общество, являющееся собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемых им земельных участках, является лицом, которое вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу прямого указания подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.20 ЗК РФ.
По смыслу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили круг обстоятельств, подлежащих исследованию для правильного разрешения спора, правильно распределили бремя доказывания между участвующими в деле лицами и обоснованно сослались на то, что Комитет и Учреждение не доказали наличие оснований, установленных законом для отказа в утверждении представленной Обществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, установив, что в деле не имеется доказательств несоответствия предоставленной заявителем схемы требованиям, утвержденным Приказом N 762.
В связи с тем, что наличие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не доказано, суды сделали правомерный вывод о том, что оспариваемые заявителем отказы нарушают права Общества в сфере предпринимательской деятельности, и обязали устранить допущенные нарушения прав заявителя. Удовлетворяя требования, суды обоснованно сослались на наличие совокупности признаков, необходимых для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) недействительными или незаконными.
С учетом предмета и оснований заявления, доводов и возражений сторон, учитывая установленные фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов основаны на правильном применении норм материального права.
Приведенные в кассационных жалобах доводы повторяют доводы, изложенные в апелляционных жалобах, которые были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены с приведением соответствующих мотивов.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А56-58853/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Агентство внешнего транспорта" и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что Общество, являющееся собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемых им земельных участках, является лицом, которое вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу прямого указания подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.20 ЗК РФ.
По смыслу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили круг обстоятельств, подлежащих исследованию для правильного разрешения спора, правильно распределили бремя доказывания между участвующими в деле лицами и обоснованно сослались на то, что Комитет и Учреждение не доказали наличие оснований, установленных законом для отказа в утверждении представленной Обществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, установив, что в деле не имеется доказательств несоответствия предоставленной заявителем схемы требованиям, утвержденным Приказом N 762."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2022 г. N Ф07-10395/22 по делу N А56-58853/2021