06 сентября 2022 г. |
Дело N А56-68850/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни представителя Тищенко В.А. (доверенность от 05.08.2022), от общества с ограниченной ответственностью "АХА" представителя Степановой С.М. (доверенность от 16.07.2021),
рассмотрев 01.09.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Санкт-Петербургской таможни и Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А56-68850/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АХА", адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр-кт Энгельса, д. 27, лит. Т, ч.п. 57, эт. 5, ОГРН 1207800010021, ИНН 7802702350 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп.2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998, от 30.06.2021 N 10210000/2021/РБП/0000353, 10210000/2021/РБП/0000354 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Новороссийская таможня, адрес: 353915, Краснодарский край, г. Новороссийск, Мысхакское ш., д. 61, ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Санкт-Петербургская и Новороссийская таможни, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателей жалоб, таможенный орган обоснованно начислил антидемпинговую пошлину, поскольку декларант не подтвердил страну происхождения товара, а представленные обществом непреференциальные сертификаты оформлены с нарушением установленных требований, так как не содержат информации об описании товара, позволяющей произвести его идентификацию на соответствие с декларируемым товаров.
В отзыве на кассационные жалобы общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
Определением суда округа от 11.08.2022 (судьи Александрова Е.Н., Журавлева О.Р., Лущаев С.В.) рассмотрение кассационных жалоб отложено на 01.09.2022.
В судебном заседании 01.09.2022 рассмотрение кассационных жалоб продолжено судом в том же составе.
Представитель Санкт-Петербургской таможни поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель общества возражал против их удовлетворения.
Новороссийская таможня о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество (покупатель, Россия) на основании внешнеэкономического контракта от 03.06.2020 ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10317120/121120/0097474, 10317120/121120/0097784 товары "шины пневматические, резиновые, новые" изготовитель - иностранная компания "ZHONGCE RUBBER (THAILAND) CO., LTD", страна происхождения - Королевство Таиланд, код 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При таможенном декларировании в целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товаров общество представило сертификаты о происхождении аналогичных товаров от 19.10.2020 N СО2020-0136308, от 26.10.2020 N С02020-0139362, выданные уполномоченным органом Королевства Таиланд.
По результатам таможенного контроля после выпуска товаров, отраженным в акте проверки N 10317000/213/190521/А0287, Новороссийской таможней приняты решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/121120/0097474, 10317120/121120/0097784, сформированы корректировки ДТ, на основании которых доначислена подлежащая уплате антидемпинговая пошлина в размере 2 947 811,84 руб. и 2 989 402,44 руб. соответственно.
На основании принятых решений Санкт-Петербургская таможня (таможенный орган, уполномоченный на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с местом нахождения плательщика) направила в адрес декларанта уведомления (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени:
- от 04.06.2021N 10210000/У2021/0003677 на общую сумму 3 020 933,95 руб. (в том числе антидемпинговая пошлина в размере 2 947 811,84 руб., пени по антидемпинговой пошлине - 7 3 122,11 руб.);
- от 04.06.2021 N 10210000/У2021/0003670 на общую сумму 3 063 203,32 руб. (в том числе антидемпинговая пошлина в размере 2 989 402,44 руб., пени по антидемпинговой пошлине - 73 800,88 руб.).
В связи с неисполнением декларантом обязанности по уплате антидемпинговой пошлины и пени в сроки, указанные в уведомлениях, Санкт-Петербургской таможней 30.06.2021 приняты решения N Ю210000/20221/РБП/0000354 и Ю210000/20221/РБП/0000353 о взыскании денежных средств в размере 6 131 317,22 руб. со счетов общества в бесспорном порядке.
Считая решения Санкт-Петербургской таможни незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания антидемпинговой пошлины, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, среди прочего, документы о происхождении товаров (подпункт 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (абзац 1). Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (абзац 2).
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (далее также - Правила).
Согласно пункту 25 Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) от 17.11.2015 N 154 установлена сроком на 5 лет антидемпинговая пошлина в размерах согласно приложению N 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Срок действия антидемпинговой меры продлен по 28.06.2026 включительно (Решения Коллегии ЕЭК от 13.11.2020 N 143, от 29.06.2021 N 84).
Таким образом, как верно заключили суды, при таможенном декларировании товаров "шины пневматические", классифицируемых кодом 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС и происходящих из стран, кроме Китайской Народной Республики, требуется предоставление таможенному органу сертификата происхождения, оформленного в соответствии с Правилами, с целью подтверждения страны происхождения для целей исчисления антидемпинговой пошлины.
Представление сертификата происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), является обязательным требованием, в качестве подтверждения заявленной страны происхождения на этапе декларирования товаров, иначе происхождение товаров считается неподтвержденным. Если происхождение товаров считается неподтвержденным, льгота при уплате антидемпинговой пошлины не предоставляется.
Суды установили, что для подтверждения страны происхождения товаров, которой в данном случае являлось Королевство Таиланд, общество при декларировании представило таможенному органу непреференциальные сертификаты о происхождении товара от 19.10.2020 N С02020-0136308, от 26.10.2020 N С02020-0139362.
В сертификатах происхождения товара указано наименование товара "шины".
С учетом изложенного таможня посчитала неподтвержденной страну происхождения товара, поскольку сертификаты не соответствуют требованиям, предъявляемым к такого вида документам, так как не содержат минимальной информации о товаре, предусмотренной подпунктом 5 пункта 5 Требований к сертификату о происхождении (являющихся приложением к Правилам).
В пункте 5 Требований указано, что сертификат должен содержать описание товара, позволяющее произвести его идентификацию.
Исследовав представленные обществом сертификаты, суды заключили, что они содержит все обязательные реквизиты, указанные в пункте 5 Требований к сертификату о происхождении товара, отраженные в сертификатах сведения полностью корреспондируются с иными представленными коммерческими и грузовыми сопроводительными документами (инвойсы, проформа инвойса, упаковочный лист, контракт, сведения в графе 44 ДТ) и позволяют однозначно идентифицировать товар с товаром, заявленным в ДТ, - шины, ввезенные по инвойсам N LTH2063423AU от 29.09.2020 и N LTH2064444AU от 30.09.2020, при этом реквизиты инвойсов указаны в сертификатах. В инвойсах указан товар, который совпадает с наименованием товара, заявленного в ДТ (марка, модель, размер). Кроме того, в инвойсах есть ссылка на контракт, по которому товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС.
В свою очередь, Правила не содержат требования о необходимости подробного описания в сертификате товаров с указанием марки, модели и артикулов.
В силу пункта 10 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
Установив изложенное, суды обоснованно заключили, что в данном случае при таможенном контроле неправомерно и произвольно установлены повышенные требования к содержанию и оформлению сертификатов происхождения товаров, чем требования, предусмотренные актом в сфере таможенного регулирования - Правилами.
Сертификат происхождения товаров не может быть признан ненадлежащим лишь по тем основаниям, что в графе 6 ввезенный товар описан в кратком виде при том, что каких-либо иных нарушений в оформлении и заполнении представленных обществом сертификатов таможенным органом не выявлено, а страна происхождения (Таиланд) ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается. При таких обстоятельствах суды признали, что оснований для направления обществу оспариваемых решений от 30.06.2021 N 10210000/2021/РБП/0000353, 10210000/2021/РБП/0000354 у Санкт-Петербургской таможни не имелось.
Выводы судебных инстанций подтверждаются материалами дела и таможенными органами не опровергнуты.
Установив отсутствие у таможни законных оснований для направления декларанту оспариваемых решений, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования и обязали Санкт-Петербургскую таможню восстановить нарушенные права заявителя.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А56-68850/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Санкт-Петербургской таможни и Новороссийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) от 17.11.2015 N 154 установлена сроком на 5 лет антидемпинговая пошлина в размерах согласно приложению N 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Срок действия антидемпинговой меры продлен по 28.06.2026 включительно (Решения Коллегии ЕЭК от 13.11.2020 N 143, от 29.06.2021 N 84).
...
В силу пункта 10 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2022 г. N Ф07-10277/22 по делу N А56-68850/2021