07 сентября 2022 г. |
Дело N А05-12738/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 06.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А05-12738/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Помор-Лес", адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 81, офис 606, ОГРН 1092901002149, ИНН 2901190375 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Дагестанской таможни, адрес: 367013, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупова, д. 24, ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036 (далее - Таможня), от 08.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10801000-3541/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 50 000 руб. административного штрафа.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.05.2022, заявление Общества удовлетворено, постановление Таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.03.2022 и постановление от 25.05.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества.
По мнению Таможни, в рассматриваемом случае имеется расхождение в наименованиях перевозившегося товара, указанных в декларации на товары и в фитосанитарном сертификате; фитосанитарный сертификат выдан на товар "пиломатериалы", а на самом деле декларантом перевозились лесоматериалы; установленные Таможней обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое определена статьей 16.3 КоАП РФ; неправомерен вывод судов об отсутствии доказательств представления Обществом фитосанитарного сертификата, оформленного в отношении иного, а не задекларированного товара; таможенным специалистом установлено, что фактически Общество перевозило не пиломатериалы, на которые оформлен представленный им Таможне фитосанитарный сертификат, а лесоматериалы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение от 09.03.2022 и постановление от 25.05.2022 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Таможня заявила ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя таможенного органа.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 27.10.2020 представило к таможенному оформлению на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни по декларации на товары N 10228010/271020/0040070 (далее - ДТ) товар - пиломатериалы (доска) из ели обыкновенной вида Picea Abies Karst, обрезные, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений, имеющие влажность 60%, соответствующие ГОСТ 8486-86 "Межгосударственный стандарт. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", утвержденному постановлением Государственного комитета Союза Советских Социалистических Республик по стандартам от 30.09.1986 N 2933, объемом 94,54 куб. м (с учетом припусков), весом брутто 58 072,8 кг.
В графе 33 ДТ заявлен код товара 4407 12 910 0 в соответствии единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной ранее действовавшим решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Получателем товара являлся общество с ограниченной ответственностью "TFK" (Азербайджанская Республика), отправителем товара - Общество.
На таможенный пост железнодорожного пункта пропуска Дербент Таможни 13.11.2020 прибыл железнодорожный состав, в том числе железнодорожный вагон N 54557889, в котором находился товар, задекларированный по ДТ.
Указанный товар предъявлен 13.11.2020 Таможне перевозчиком - открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с целью последующего вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Товар перевозился в железнодорожном вагоне N 54557889 вместе с товаросопроводительными документами: железнодорожной накладной от 31.10.2020 N 29838878, счетом-фактурой от 27.10.2020 N 248, отгрузочной спецификацией, сопроводительным документом на транспортировку древесины от 27.10.2020 N 248.
В связи с тем что товар входит в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе ЕАЭС и таможенной территории ЕАЭС (далее - Перечень), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение N 318), в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товара, задекларированного по названной ДТ, Общество представило фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290117271020012.
В ходе осмотра товара, вывозившегося Обществом с таможенной территории ЕАЭС в железнодорожном вагоне N 54557889, Таможня установила и зафиксировала в акте от 14.11.2020 N 10801040/141120/001102, что фактический объем товара соответствует объему, указанному Обществом в товаросопроводительных документах.
При этом Таможня выявила, что в представленной ДТ заявлены сведения о товаре "пиломатериалы (доска)_", а в графе 33 декларации указана товарная позиция 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, в которую включаются лесоматериалы. В товаротранспортной накладной приведено наименование "пиломатериал".
В представленном фитосанитарном сертификате от 27.10.2020 N 031290117271020012 вывозимый товар заявлен как "sawn timber (spruce) 95 m3; spruce supporting pole 1 m3" (пиломатериал из ели).
В связи с выявленными расхождениями в наименовании товара, приведенном в ДТ и в фитосанитарном сертификате, Таможня провела идентификационную экспертизу, по результатам которой было составлено заключение специалиста от 17.11.2020 N 12405020/0029317.
В соответствии с названным заключением вывозившийся Обществом по ДТ товар представлял собой лесоматериал - доску обрезную из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна, ровную со всех сторон, прямоугольного сечения, без обзола, не имеющую соединения в шип, нешлифованную, нелущенную, необтесанную, непрофилированную.
Таможня, посчитав, что представленный Обществом вместе с ДТ фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290117271020012 выдан не на фактически вывозившийся Обществом с таможенной территории ЕАЭС товар, пришла к выводу о несоблюдении Обществом установленных законодательством ЕАЭС запретов и ограничений, поскольку фитосанитарный сертификат оформлен на пиломатериалы, а декларант фактически вывозил лесоматериалы.
По данному факту Таможня определением от 27.11.2020 возбудила в отношении Общества дело N 10801000-3541/2020 об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ, а 26.02.2021 составила протокол об административном правонарушении в соответствии с указанной квалификацией.
Постановлением от 08.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10801000-3541/2020 Таможня привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в виде взыскания 50 000 руб. штрафа.
Не согласившись с постановлением Таможни, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, удовлетворили заявление Общества, признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Таможни.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС указано, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 000 руб. до 300 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляет несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
В Перечень, утвержденный Решением N 318, включены лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, а также пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, обработанные или не обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, кроме обработанных краской, протравителями, антисептиком и другими консервантами, классифицируемые в товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в подтверждение соблюдения указанных условий Общество представило Таможне фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 N 031290117271020012 на товар "sawn timber (spruce) 95 m3; spruce supporting pole 1 m3".
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужил вывод Таможни о неотносимости представленного Обществом фитосанитарного сертификата к товару, оформленному по ДТ, поскольку перевозившийся товар относился, по мнению таможенного органа, к лесоматериалам (товарная субпозиция 4407 12 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС), что подтверждено заключением специалиста от 17.11.2020 N 12405020/0029317, в то время как в товаросопроводительных документах и в графе 31 ДТ указано наименование товара "пиломатериалы".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995, должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.
Между тем из материалов дела видно и судами установлено, что сведения о товаре, указанные в товаросопроводительных документах на него, в том числе в ДТ, совпадают со сведениями о товаре, отраженными в фитосанитарном сертификате от 27.10.2020 N 031290117271020012.
В представленном в материалы дела заявлении Общества на выдачу фитосанитарного сертификата указано, что подкарантинный груз представляет собой 14 пакетов еловых пиломатериалов (16 вагонных стоек) объемом 95 куб. м, который перемещался на железнодорожной платформе N 54557889.
Данные сведения, в том числе наименование подкарантинной продукции - пиломатериалы, указаны в выданном Обществу фитосанитарном сертификате от 27.10.2020 N 031290117271020012.
Сведения о количестве грузовых мест перевозившихся пиломатериалов, об их наименовании, указанные в ДТ, совпадают со сведениями, указанными в фитосанитарном сертификате и железнодорожной накладной.
Таможня не выявила несоответствия качественных и количественных характеристик товара, фактически предъявленного к таможенному осмотру и описанного в графе 31 ДТ.
Кроме того, в фитосанитарном сертификате, счете-фактуре от 27.10.2020 N 248, сопроводительном документе на транспортировку древесины от 27.10.2020 N 248 указаны сведения о вагоне N 54557889, в котором вывозился спорный товар.
Из материалов дела следует и Таможней не опровергнуто, что никаких иных товаров, помимо заявленного Обществом в ДТ, в железнодорожном вагоне N 54557889 не было, что также подтверждено актом таможенного осмотра от 14.11.2020 N 10801040/141120/001102.
При этом во всех товаросопроводительных документах и в фитосанитарном сертификате вывозившийся Обществом с таможенной территории ЕАЭС товар поименован как "пиломатериалы".
Представленные Обществом коммерческие документы на товар, перевозившийся в железнодорожном вагоне N 54557889, однозначно свидетельствуют об относимости фитосанитарного сертификата 27.10.2020 N 031290117271020012 к пиломатериалам, перевозившимся в названном вагоне.
Доказательств выдачи фитосанитарного сертификата 27.10.2020 N 031290117271020012 на иной, не задекларированный Обществом по спорной ДТ товар, Таможня не представила.
Довод Таможни о том, что вывозившиеся Обществом по ДТ пиломатериалы фактически являлись лесоматериалами, не соответствует обстоятельствам дела.
Из заявленного в графе 31 ДТ описания товара следует, что он соответствовал требованиям ГОСТа 8486-86, согласно пункту 1.1 которого пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.09.2014 N 1040-ст, лесоматериалы - это материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопродукцию (en timber), а пиломатериалы - это материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластями, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров (en sawn timber; пункт 4.1 ГОСТ 32714-2014).
Описание товара (доски из ели обрезные, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевые соединения) соответствует определению пиломатериалов.
Таможня не опровергла соответствие вывозившегося Обществом товара требованиям ГОСТ 8486-86, кроме того, в заключении специалиста также не опровергнуто соответствие вывозившихся Обществом пиломатериалов требованиям названного ГОСТа и ГОСТа 32714-2014, не указано, что товар не относился к пиломатериалам.
В заключении специалиста от 17.11.2020 N 12405020/0029317 спорный товар также идентифицирован как пиломатериалы прямоугольного сечения.
Материалами дела подтверждено и Таможней не опровергнуто, что представленный Обществом фитосанитарный сертификат оформлен в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.10.2016 N 478 "Об утверждении форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" на основании документов, представленных Обществом в соответствии с пунктом 8.1 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 N 293.
Таможня нормативно не обосновала необходимость указания в выданном Обществе фитосанитарном сертификате наименования товара как "лесоматериалы", а не "пиломатериалы".
При этом ссылка Таможни в обоснование своих выводов на наименование товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС несостоятельна, поскольку исходя из пояснений к указанной товарной позиции, данным в рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21, пиломатериалы (за исключением профилированных пиломатериалов товарной позиции 4409) классифицируются в товарной позиции 4407.
Таможня, заявляя о том, что вывозившийся Обществом товар относится к лесоматериалам, а не к пиломатериалам, классифицируемым в товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС, не оспаривает правильность классификации Обществом спорного товара в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.
Различия в определениях понятий "пиломатериалы" и "лесоматериалы", применяемых соответственно в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД ЕАЭС, не являются достаточным основанием для вывода о несоблюдении в отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата.
Следовательно, Общество представило в соответствии с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС фитосанитарный сертификат на вывозившийся товар, подтвердило соблюдение запретов и ограничений в отношении подкарантинной продукции, а довод Таможни о непредставлении Обществом названного сертификата на вывозившийся по ДТ товар не соответствует обстоятельствам дела и не основан на каких-либо доказательствах, представленных в материалы дела.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества события названного административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Ввиду изложенного вывод судов о незаконности оспариваемого постановления является правильным.
Всем доводам кассационной жалобы судами двух инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А05-12738/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.