09 сентября 2022 г. |
Дело N А56-11179/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" Корниец О.Н. (доверенность от 01.01.2020 N 5/20),
рассмотрев 06.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сбытовое объединение "Псковнефтепродукт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А56-11179/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл", адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, дом 18, литер А, помещение 309, ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Псковнефтепродукт", адрес: 180000, Псковская область, город Псков, проспект Октябрьский, дом 4, ОГРН 1026000970049, ИНН 6027042337 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 1 703 884 руб. 58 руб. убытков.
В ходе рассмотрения дела Компания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнила исковые требования и просила взыскать с Общества 1 688 159 руб. 63 коп. убытков с учетом трехгодичного срока исковой давности.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2022, уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Как указывает податель жалобы, правоотношения сторон регулируются договором транспортной экспедиции. При рассмотрении спора подлежали применению нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), устанавливающие годичный срок исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании 09.08.2022 представитель Компании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2022 (судьи Пастухова М.В., Бобарыкина О.А., Щуринова С.Ю.) рассмотрение кассационной жалобы Общества на основании статьи 158 АПК РФ было отложено на 06.09.2022 на 11 час. 40 мин.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.09.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судей Бобарыкиной О.А. и Щуриновой С.Ю. произведена их замена на судей Серову В.К. и Старченкову В.В.
В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание, назначенное на 06.09.2022, не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Представитель Компании в судебном заседании 06.09.2022 поддержал ранее приведенные доводы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (экспедитор) и Обществом (клиент) 30.11.2011 заключен договор транспортной экспедиции N 251/1226/11 (далее - договор), в соответствии с условиями которого экспедитор обязался оказать клиенту услуги по предоставлению принадлежащего экспедитору на праве собственности, на праве аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава для внутрироссийских перевозок грузов железнодорожным транспортом, иные услуги, предусмотренные договором.
Согласно пункту 2.3.9 договора клиент обязался после выгрузки (слива) грузов обеспечить очистку вагонов в соответствии с требованиями Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерство путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 и другими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, действующими в Российской Федерации.
Пунктом 2.3.10 договора установлено, что клиент обязался после выгрузки (слива) грузов и очистки вагонов обеспечить отправление порожних вагонов в технически исправном состоянии со станции назначения по маршрутам согласно инструкциям экспедитора.
Пунктом 2.3.15 договора установлена обязанность клиента по обеспечению сохранности цистерн экспедитора в течение всего срока их нахождения на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающим к станциям погрузки/выгрузки груза.
Ответственность сторон установлена в разделе 5 договора.
Согласно пункту 5.8 договора в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) клиентом обязанностей, предусмотренных пунктами 2.3.9. и 2.3.10. договора, экспедитор вправе предъявить клиенту, а клиент обязуется оплатить экспедитору неустойку в размере 7000 руб. за каждый вагон, признанный непригодным для погрузки.
Пунктом 5.14 договора установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения какой-либо стороной обязательств по договору и причинения таким неисполнением или ненадлежащим исполнением убытков другой стороне, по выбору потерпевшей стороны могут быть взысканы либо соответствующая неустойка, предусмотренная договором, либо убытки.
В обоснование иска Компания сослалась на то, что в период с 2017 по 2020 годы при осмотре порожних цистерн, прибывших на станции: Комбинатская, Аллугуват, Войновка, Загородняя, Кириши, Печоры-Псковски после перевозки, выявлены факты технических неисправностей и коммерческой непригодности цистерн, что подтверждается актами общей формы ГУ-23, составленными в соответствии с Правилами составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерство путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (в редакции от 03.10.2011).
По расчету Компании общий размер причиненных убытков составил 1 688 159 руб. 63 коп. (с учетом уточнений).
Направленные Компанией в адрес Общества претензии с требованиями возместить убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств по договору, оставлены последним без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявило о применении специального годичного срока исковой давности.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, истолковав в соответствии со статьей 431 ГК РФ условия договора, руководствуясь статьями 15, 393, 801 ГК РФ, статьей 1 Закона N 87-ФЗ, установили, что услуги, которые Компания оказывала Обществу, нельзя квалифицировать в качестве транспортно-экспедиционных, поэтому оснований для применения установленного Законом N 87-ФЗ годичного срока исковой давности не имеется; правоотношения сторон по оказанию Компанией услуг по предоставлению подвижного состава регулируются положениями глав 34 и 39 ГК РФ; установленный статьей 196 ГК РФ общий трехгодичный срок исковой давности по требованию о взыскании убытков Компания не пропустила.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Общество, не оспаривая в кассационной жалобе факт ненадлежащего исполнения им договорных обязательств, ссылается на то, что заключенный сторонами договор является договором транспортной экспедиции, в связи с чем к спорным правоотношениям должен быть применен специальный годичный срок исковой давности.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1). Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) (пункт 3).
Статьей 431 ГК РФ предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений; буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии со статьей 1 Закона N 87-ФЗ транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Согласно пункту 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, транспортно-экспедиционные услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" разъяснено, что при квалификации правоотношений участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п.
В силу пункта 1 статьи 307.1, пункта 3 статьи 420 ГК РФ к договорным обязательствам общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре.
Поэтому при квалификации договора для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров (пункты 2 и 3 статьи 421 ГК РФ) необходимо прежде всего учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п.
Соответствующая правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2019 N 305-ЭС18-12293 по делу N А40-219900/2017.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, истолковав в соответствии со статьей 431 ГК РФ условия спорного договора, пришли к правомерному выводу, что услуги по предоставлению в пользование железнодорожного подвижного состава, которые Компания оказывала Обществу, нельзя квалифицировать в качестве транспортно-экспедиционных, поэтому оснований для применения установленного Законом N 87-ФЗ годичного срока исковой давности не имеется.
Правоотношения сторон по оказанию Компанией услуг по предоставлению подвижного состава регулируются положениями главы 39 ГК РФ.
Предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий трехгодичный срок исковой давности Компания, предъявившая 09.02.2021 (с учетом приостановления течения срока исковой давности на период досудебного урегулирования спора) иск о взыскании с Общества 1 688 159 руб. 63 коп. убытков за ненадлежащее исполнение договорных обязанностей за период с января 2018 года по июль 2020 года, не пропустила.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А56-11179/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сбытовое объединение "Псковнефтепродукт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, истолковав в соответствии со статьей 431 ГК РФ условия спорного договора, пришли к правомерному выводу, что услуги по предоставлению в пользование железнодорожного подвижного состава, которые Компания оказывала Обществу, нельзя квалифицировать в качестве транспортно-экспедиционных, поэтому оснований для применения установленного Законом N 87-ФЗ годичного срока исковой давности не имеется.
Правоотношения сторон по оказанию Компанией услуг по предоставлению подвижного состава регулируются положениями главы 39 ГК РФ.
Предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий трехгодичный срок исковой давности Компания, предъявившая 09.02.2021 (с учетом приостановления течения срока исковой давности на период досудебного урегулирования спора) иск о взыскании с Общества 1 688 159 руб. 63 коп. убытков за ненадлежащее исполнение договорных обязанностей за период с января 2018 года по июль 2020 года, не пропустила."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2022 г. N Ф07-10480/22 по делу N А56-11179/2021