14 сентября 2022 г. |
Дело N А56-66845/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Верещагина Е.А. (доверенность от 10.03.2021),
рассмотрев 12.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А56-66845/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 26.04.2021 по делу N Т02-350/21.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Смарт Электрик", адрес: 196247, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 153, лит. А, пом. 178-Н, ОГРН 1187847262712, ИНН 7802676090 (далее - ООО "Смарт Электрик").
Решением суда первой инстанции от 18.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, вопреки выводам судов, использование критерия отбора "опыт выполнения аналогичных работ" с заданным пределом в данном случае правомерно, поскольку является необходимым условием для выбора наиболее квалифицированного исполнителя. При проведении закупочных процедур, предметом которых является право заключения договора на модернизацию систем сбора и передачи информации, объединение нескольких объектов в один лот является распространенной практикой данного товарного рынка, что, в свою очередь, предполагает наличие у участников соответствующего опыта.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, ООО "Смарт Электрик" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.03.2021 Общество на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовало извещение N 32110146634 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию системы сбора и передачи информации:
ПС 35 кВ N 2 Бор филиала Тихвинские электрические сети;
ПС 35 кВ N 34 Свирская филиала Новоладожские электрические сети;
ПС 35 кВ N 713 РЦ-11 филиала Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети;
ПС 35 кВ N 720 Мга филиала Новоладожские электрические сети;
ПС 35 кВ N 728 Арбузово филиала Новоладожские электрические сети;
ПС 35 кВ N 729 Павлово новая филиала Новоладожские электрические сети;
ПС 35 кВ Ирмино филиала Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети;
ПС 35 кВ Низино филиала Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети (ПР) (211156), а также конкурсную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК): 15 331 680 руб. Дата и время окончания подачи заявок: 08.04.2021 в 11:00 (МСК).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ), опубликованным на названном выше официальном сайте Единым стандартом закупок ПАО "Россети", версия 29 от 07.12.2020 (далее - Положение о закупках).
В Управление поступила жалоба ООО "Смарт Электрик" от 06.04.2021 (от 08.04.2021 вх. N 11780-ЭП/21) на действия организатора торгов в части установления в закупочной документации необоснованных требований.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением 26.04.2021 вынесено решение по делу N Т02-350/21, которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях организатора торгов признаны нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное путем незаконного предъявления в пункте 18 таблицы 2 "Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки" часть II документации к участникам закупки дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования об обязательном наличии опыта выполнения работ по модернизации систем сбора и передачи информации за последние 3 года до даты окончания подачи заявок по договорам на сумму 70 % от начальной максимальной цены (пункт 2); организатору торгов решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
Предписанием от 26.04.2021 организатору торгов предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении закупки, путем проведения и завершения процедуры закупки без учета требований, указанных в пункте 18 таблицы 2 "Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки" части II документации о закупке; об исполнении настоящего предписания сообщить в УФАС до 26.05.2021 с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемых решения и предписания, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Судами двух инстанций установлено, что в соответствии с пунктом 18 таблицы 2 "Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки" части II документации к участникам закупки предъявлено требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг: проектных работ по модернизации систем сбора и передачи информации объектов электросетевого комплекса за последние 3 года до даты окончания подачи заявок (период с 08.04.2018 по 08.04.2021). Учитываются договоры на выполнение проектных работ по модернизации систем сбора и передачи информации объектов электросетевого комплекса за последние 3 года до даты окончания подачи заявок (период с 08.04.2018 по 08.04.2021) стоимостью не менее 70 % от НМЦК текущей закупки каждый.
В целях соблюдения указанного требования участником закупки в заявке должны быть представлены:
- форма N 15 "Справка об опыте выполнения аналогичных работ" (в случае непредставления наличие опыта выполнения аналогичных работ считается не подтвержденным);
- копии договоров на выполнение проектных работ по модернизации систем сбора и передачи информации объектов электросетевого комплекса за последние 3 года до даты окончания подачи заявок (период с 08.04.2018 по 08.04.2021) (в случае непредставления данный договор не учитывается при определении наличия опыта выполнения аналогичных работ);
- копии актов о приемке выполненных работ (в случае непредставления данный договор не учитывается при определении наличия опыта выполнения аналогичных работ) (представляется в составе второй части заявки).
Несоответствие указанному требованию влечет отклонение такой заявки на основании пункта 6.2.3 части I документации.
Как обоснованно указано судами двух инстанций, в рассматриваемом случае при установлении Обществом указанных требований создаются такие условия, при которых потенциальные участники закупки, осуществляющие свою деятельность по предмету закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства и располагающие необходимой квалификацией и ресурсами, но не имеющие опыта выполнения работ по модернизации систем сбора и передачи информации за последние 3 года до даты окончания подачи заявок в заданном Обществом объеме, необоснованно ограничены в своем праве принять участие в процедуре закупки, следовательно, организатором торгов применено дискриминационное и необоснованно ограничивающее конкуренцию требование.
Доводы Общества о том, что установление в конкурсной документации спорного критерия отбора в полной мере соответствует Положению о закупке, обоснованно отклонены судами, поскольку установление соответствующих критериев не должно влечь нарушение установленных частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ принципов, а также запретов, содержащихся в части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Участниками настоящей закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, которым государством обеспечивается поддержка в целях максимально широкого привлечения их участия в закупках.
Само Общество поясняло, что объем работ по разработке технических решений определяется индивидуально по каждому объекту.
Однако при установленном НМЦК настоящей закупки (15 331 680 руб.) в результате географически и объективно неоправданного объединения заказчиком в одной в закупке 8 объектов и 70 %-ном пороге от укрупненного в связи с этим размера НМЦК стоимость одного (каждого) договора по опыту должна составлять не менее 10 732 176 руб. (с налогом на добавленную стоимость), в связи с чем существенно ограничивается количество потенциальных участков. При этом Общество не отрицало, что в аналогичных закупках другими организаторами торгов ПАО "Россети" стоимость договора по опыту устанавливалась в размере 20 % от НМЦК текущей закупки.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности оспариваемых решения и предписания, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена согласно требованиям статей 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А56-66845/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
...
Доводы Общества о том, что установление в конкурсной документации спорного критерия отбора в полной мере соответствует Положению о закупке, обоснованно отклонены судами, поскольку установление соответствующих критериев не должно влечь нарушение установленных частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ принципов, а также запретов, содержащихся в части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2022 г. N Ф07-8647/22 по делу N А56-66845/2021