14 сентября 2022 г. |
Дело N А56-72048/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от товарищества собственников недвижимости "Взлетная" Алимпиевой А.М. (доверенность от 20.05.2021), Дремлюкова Д.В. (доверенность от 01.11.2021),
рассмотрев 12.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Взлетная" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А56-72048/2021,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Взлетная", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Взлетная ул., д. 12, корп. 5, ОГРН 1154703001860, ИНН 4703127022 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписаний Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 06.07.2021 N 53-21/1(ЭА), N 53-21/2(ЭА), N 53-21/3(ЭА), N 53-21/4(ЭА).
Решением суда первой инстанции от 10.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.05.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку оспариваемые предписания является неисполнимыми. Комитет вышел за пределы своих полномочий, он не вправе требовать перерасчета платы по всему многоквартирному дому, в отсутствие формулы перерасчета такое требование незаконно и неисполнимо. Период перерасчета выходит за пределы сроков исковой давности. Кроме того, ошибочно внесенная плата, вне зависимости от того, по чьей вине она внесена (Товарищества или собственника), не подлежит возврату, а является авансом в счет будущих платежей, так как услуги Товариществом были оказаны в полном объеме и жалоб на их качество не поступало.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы кассационной жалобы.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В отзыве Комитет просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с поступлением в Комитет обращений Шелепова Н.В. (вх. от 13.04.2021 N гжи-08-4634, от 13.04.2021 N гжи-08-4648), а также в соответствии с коллективной жалобой собственников, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Взлетная ул., д. 12, корп. 2, 3, 4, 5 (далее - МКД), по вопросам начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению (далее - ХВС) и электроснабжению (далее - ЭС), потребляемые в целях содержания общего имущества (далее - СОИ) в МКД исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета (далее - ОДПУ), в отношении Товарищества на основании распоряжения Комитета от 08.06.2021 N 53-21(ЭА) проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки Комитетом составлен акт от 06.07.2021 N 53-21(ЭА) и выданы предписания от 06.07.2021 N 53-21/1(ЭА), N 53-21/2(ЭА), N 53-21/3(ЭА), N 53-21/4(ЭА) об обязании в срок до 15.08.2021:
1. Привести в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), расчет платы за коммунальные услуги по ХВС, ЭС на общедомовые нужды (далее - ОДН), начисленной собственникам помещений в МКД с начала управления МКД до 01.06.2017, а именно:
- осуществить снятие ранее начисленной платы за такие коммунальные услуги за указанный период всем собственникам помещений МКД;
- осуществить начисление платы за коммунальные услуги по ХВС и ЭС на ОДН всем собственникам помещений в МКД за период с начала управления МКД по 01.06.2017, исчисленной по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции от 27.07.2017 и более ранних редакциях) с применением нормативов потребления коммунальных услуг по ХВС и ЭС на ОДН, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" (в редакции от 03.11.2016 и более ранних редакциях) (далее - Постановление N 25), а также постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 N 208 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 208). При расчете размера платы за коммунальную услугу по ЭС на ОДН применять тариф на электрическую энергию, не дифференцированный по зонам суток;
2. Привести в соответствие с положениями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) расчет платы за электрическую энергию и холодную воду, потребленные в целях СОИ, начисленной всем собственникам помещений МКД в период с 01.06.2017 по 31.05.2021, а именно:
- осуществить снятие ранее начисленной в указанный период платы за такие коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ всем собственникам помещений МКД;
- осуществить начисление платы за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях СОИ всем собственникам помещений МКД; за период с 01.06.2017 по 31.05.2021, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 N 199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25" (далее - Постановление N 199), а также Постановлением N 208. При расчете размера платы за электрическую энергию, потребленную в целях СОИ МКД, исходя из норматива потребления применять тариф на электрическую энергию, не дифференцированный по зонам суток;
3. С 01.06.2021 осуществлять расчет размера платы за коммунальные ресурсы по ХВС и ЭС в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Не согласившись с указанными предписаниями Комитета, Товарищество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности оспариваемых предписаний, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемых предписаний, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает, в частности, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и СОИ в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при СОИ, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и СОИ в МКД, определяется при наличии ОДПУ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и СОИ в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключение составляет случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и СОИ в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и СОИ в МКД:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и СОИ в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в случаях, если МКД оснащен ОДПУ, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определялся в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При этом приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на ОДН в МКД, оборудованном ОДПУ холодной воды, определялся по формуле 11 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не мог превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях СОИ в МКД, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на ОДН за расчетный период в МКД, определенного по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом согласно пункту 44 Правил N 354, исключения составлял случай, если общим собранием собственников помещений в МКД, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях СОИ в МКД, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Судами установлено, что МКД, управляемые Товариществом, оснащены ОДПУ.
В силу статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Согласно статье 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Вместе с тем правлением Товарищества принято решение о расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ указанных МКД, путем распределения разницы между показаниями ОДПУ и сданными показаниями индивидуальных приборов учета пропорционально общей площади каждого жилого помещения (протокол от 01.08.2015 N 8).
На основании указанного решения правления Товарищество с начала управления МКД осуществляло расчет платы за коммунальные услуги по ХВС и ЭС на ОДН (до 01.06.2017), за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях СОИ (с 01.06.2017), собственникам помещений указанных МКД с момента начала управления указанными МКД до мая 2021 года исходя из показаний ОДПУ соответствующих коммунальных ресурсов.
Суды отметили, что в соответствии с положениями статей 145, 147, 148, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ принятие указанного решения не входит в полномочия правления товарищества собственников недвижимости.
Расчет за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях СОИ с 01.06.2017 по 31.05.2021, должен осуществляться Товариществом в соответствии с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов), поскольку подтверждения исключений, предусмотренных данной нормой, не имеется.
При этом указанными выше постановлениями областного Правительства нормативы потребления электроэнергии утверждены без разделения на время суток (день/ночь).
Комитет на конкретном примере обосновал излишнее начисление Товариществом платежей.
Ссылки на неисполнимость оспариваемых предписаний обоснованно отклонены судом, поскольку признаков неисполнимости не выявлено и из материалов дела не усматривается. Предписание содержит конкретные указания и требования, направленные на устранение допущенных нарушений. Ссылки Товарищества на истечение срока исковой давности (как по требованиям иска о взыскании) не учитывают предмет и характер настоящего спора; признание судом первой инстанции предписаний недействительными на этом основании не учло весь период ошибочного начисления. Материалами дела не подтверждается, что до составления акта проверки и выдачи предписаний собственники помещений знали или должны были знать о нарушении своих прав действиями Товарищества. Представитель Товарищества заявил о возможности инициирования проведения общего собрания для принятия соответствующего решения по спорному периоду.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого предписания, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов Товарищества.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Товариществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А56-72048/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Взлетная" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Взлетная", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Взлетная ул., д. 12, корп. 5, ОГРН 1154703001860, ИНН 4703127022, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 14.06.2022 N 182.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Согласно статье 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
...
Суды отметили, что в соответствии с положениями статей 145, 147, 148, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ принятие указанного решения не входит в полномочия правления товарищества собственников недвижимости.
Расчет за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях СОИ с 01.06.2017 по 31.05.2021, должен осуществляться Товариществом в соответствии с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов), поскольку подтверждения исключений, предусмотренных данной нормой, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2022 г. N Ф07-11923/22 по делу N А56-72048/2021