16 сентября 2022 г. |
Дело N А56-43183/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" Дубровиной О.В. и Ярицы С.В. (доверенности от 09.09.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А56-43183/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный", адрес: 188653, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Животноводческий комплекс КРС территория, стр. 1, ОГРН 1177847286176, ИНН 7802630747 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - комитет), со следующими требованиями:
1) о признании незаконным оформленного письмом от 11.03.2021 N 05-26-8441/21-0-8 отказа комитета в выкупе обществом:
- земельного участка площадью 51 649 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1164, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 32, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 5 137 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1165, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 33, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 31 437 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1166, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 36, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 19 840 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1167, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 47, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 10 029 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1168, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 46, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 9 985 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1169, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 35, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 55 583 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1170, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 25, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 10 132 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1171, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 28, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 22 938 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1172, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 34, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 4 463 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1173, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 42, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 10 326 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1174, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 43, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 40 277 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1176, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 27, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка площадью 46 400 кв. м с кадастровым номером 78:34:0004284:1180, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, уч. 26, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в собственность без проведения торгов;
2) об обязании комитета заключить с обществом без проведения торгов договоры купли-продажи указанных земельных участков по цене равной их кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Решением суда от 05.03.2022 признан недействительным оформленный письмом от 11.03.2021 N 05-26-8441/21-0-8 отказ комитета в выкупе обществом земельных участков; на комитет возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда направить обществу в порядке пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) проекты договоров купли-продажи земельных участков; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.06.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что суды дали неправильную оценку доводу комитета о пропуске заявителем предусмотренного частью четвертой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срока, а также доводам комитета о том, что спорные земельные участки не подлежат приватизации, поскольку в пределах их границ планируется разместить объекты транспортной инфраструктуры и объект здравоохранения, считает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что у комитета отсутствовали основания, предусмотренные статьёй 39.16 ЗК РФ для отказа в выкупе земельных участков, указывает на то, что комитет отказал обществу в выкупе по основаниям, установленным пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители общества обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
За совхозом "Пригородный" на основании Государственного акта от 10.10.91 серия А-I N 331067 на право пользования землей на праве бессрочного и бесплатного пользования были закреплены земли площадью 5923 га для сельскохозяйственного назначения.
В связи с реорганизацией совхоза "Пригородный" в форме преобразования в акционерное общество закрытого типа "Пригородное", которое в последующем реорганизовано в форме преобразования в сельскохозяйственный производственный кооператив "Пригородный" (далее - кооператив), к последнему в силу универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков в границах вышеуказанного землеотвода площадью 5923 га.
При реорганизации кооператива в форме разделения на четыре общества с ограниченной ответственностью к заявителю в соответствии с передаточным актом (новая редакция) от 25.08.2017 перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в границах землеотвода площадью 5923 га.
Общество обратилось в комитет заявлениями от 29.01.2021 о предоставлении в собственность без проведения торгов для сельскохозяйственного использования земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1164, 78:34:0004284:1165, 78:34:0004284:1166, 78:34:0004284:1167, 78:34:0004284:1168, 78:34:0004284:1169, 78:34:0004284:1170, 78:34:0004284:1171, 78:34:0004284:1172, 78:34:0004284:1173, 78:34:0004284:1174, 78:34:0004284:1176, 78:34:0004284:1180 по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В ответ комитет письмом от 11.03.2021 N 05-26-8441/21-0-8 сообщил обществу о том, что вопрос о выкупе земельных участков рассматривался ранее и 19.10.2020 обществу был направлен ответ.
В письме от 19.10.2020 N 05-15-52189/20-0-7 комитет отказал обществу в выкупе упомянутых земельных участков по тем основаниям, что в соответствии с информацией Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга данные земельные участки включены в Отраслевую схему развития и размещения объектов здравоохранения на территории Санкт-Петербурга до 2015 с учетом перспективы до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2008 N 783, с изменениями на 21.05.2015, предусматривающую размещение станции скорой медицинской помощи; в соответствии информацией Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга данные участки необходимы для организации улично-дорожной сети и в связи с этим, не могут быть приватизированы как ограниченные в обороте.
Ссылаясь на то, что отказ комитета, оформленный письмом от 11.03.2021, является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой и апелляционной инстанций посчитали недоказанным комитетом наличие оснований для отказа обществу в осуществлении права на переоформление права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право собственности, признали оспариваемый обществом отказ комитета незаконным и нарушающим права общества, и в виде устранения допущенные комитетом нарушений прав общества обязали комитет направить обществу проекты договоров купли-продажи названных земельных участков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, к которым общество не относится (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, цель использования земельного участка.
По смыслу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ договор купли-продажи может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к соответствующим территориальным зонам, в том числе жилым, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования.
На основании оценки имеющихся в деле доказательств, в частности заключения кадастрового инженера, суды установили, что испрашиваемые обществом земельные участки находятся в границах земельного участка, предоставленного в постоянного (бессрочное) пользование совхозу, правопреемником которого является общество, и относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования".
Суды установили, что заявления общества от 29.01.2021 соответствуют требованиям к их содержанию, установленным пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлениям приложен необходимый пакет документов, предусмотренный пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ и приказом Управления Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Суды установили, что в оспариваемом отказе комитет не указал оснований отказа, а сослался на основания отказа, приведённые в письме от 19.10.2020, направленном комитетом обществу на предыдущие заявления общества, проверили изложенные комитетом в письме от 19.10.2020 основания для отказа в предоставлении обществу земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, обоснованно посчитали, что приведённые комитетом возражения не соответствуют требованиям статьи 39.16 ЗК РФ и не подтверждаются представленными в дело доказательствами, и правомерно признали отказ комитета недействительным.
Отклоняя возражения комитета, суды обоснованно сослались на то, что разрешенное использование названных земельных участков соответствует целям использования участков, указанным в заявлениях общества о выкупе.
Суды установили, что в отношении территории, на которой расположены спорные земельные участки, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.11.2019 N 785 утвержден только проект планировки и межевания для размещения линейного объекта "Комендантский пр. от Глухарской ул. до Парашютной ул.", границы спорных земельных участков не пересекаю границы красных линий.
Суды правомерно исходили из того, что Отраслевая схема развития и размещения объектов здравоохранения не относится к документам территориального планирования и (или) документации по планировке территории, и содержащиеся в нёй сведения не являются основанием для отказа в выкупе земельных участков.
Суды мотивированно отклонили доводы комитета, основанные на том, что земельные участки после расчётного срока Генерального плана Санкт-Петербурга будут находиться в границах территориальных зон ТР2 и Т3Ж2, сославшись на то, что новый Генеральный план Санкт-Петербурга не утверждён, изменения в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" от 22.12.2005 N 728-99 не внесены.
Суды правильно применили пункт 2 статьи 7, пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, пункт 9 статьи 1 ГрК РФ, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, которым утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, установили, что названные земельные участки расположены в границах территориальной зоны ТС1, градостроительным регламентом которой предусмотрено использование земельных участков для сельскохозяйственного использования.
Доводы подателя жалобы повторяют возражения, приведённые комитетом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили правильную правовую оценку. Суды обоснованно посчитали, что установленный трехмесячный срок для оспаривания отказа комитета заявителем не пропущен, а ссылка комитета на то, что обществом не был обжалован предыдущий отказ в выкупе участков, несостоятельна. При этом суды обоснованно исходили из того, что в данном случае общество обратилось с заявлениями о переоформлении прав в отношении земельных участков в установленной законом форме, приложив необходимые документы, а получив отказ, своевременно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения комитета, оформленного письмом от 11.03.2021 незаконным. То обстоятельство, что отказ комитета в выкупе земельных участков, полученный обществом на предыдущие обращения общества, последнее не обжаловало, не влияет на срок подачи заявления в арбитражный суд о признании несоответствующим требованиям закона отказа от 11.03.2021. Ссылка подателя жалобы на приложение N 4 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" также несостоятельна, так как не подтверждает наличие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельных участков в собственность.
Правильно применив статьи 198 - 201 АПК РФ, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый обществом отказ в выкупе земельных участков не соответствует статье 39.16 ЗК РФ, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Определением суда округа от 08.08.2022 по ходатайству комитета приостановлено исполнение решения и постановления по настоящему делу до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с тем, что в удовлетворении кассационной жалобы отказано, приостановление решения и постановления подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А56-43183/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения и постановления отменить.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы повторяют возражения, приведённые комитетом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили правильную правовую оценку. Суды обоснованно посчитали, что установленный трехмесячный срок для оспаривания отказа комитета заявителем не пропущен, а ссылка комитета на то, что обществом не был обжалован предыдущий отказ в выкупе участков, несостоятельна. При этом суды обоснованно исходили из того, что в данном случае общество обратилось с заявлениями о переоформлении прав в отношении земельных участков в установленной законом форме, приложив необходимые документы, а получив отказ, своевременно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения комитета, оформленного письмом от 11.03.2021 незаконным. То обстоятельство, что отказ комитета в выкупе земельных участков, полученный обществом на предыдущие обращения общества, последнее не обжаловало, не влияет на срок подачи заявления в арбитражный суд о признании несоответствующим требованиям закона отказа от 11.03.2021. Ссылка подателя жалобы на приложение N 4 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" также несостоятельна, так как не подтверждает наличие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельных участков в собственность.
Правильно применив статьи 198 - 201 АПК РФ, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый обществом отказ в выкупе земельных участков не соответствует статье 39.16 ЗК РФ, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2022 г. N Ф07-12968/22 по делу N А56-43183/2021