21 сентября 2022 г. |
Дело N А56-103855/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни Селезневой А.С. (доверенность от 29.12.2021 N 03-38/23515),
рассмотрев 19.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Б. Браун Медикал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А56-103855/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Б.Браун Медикал", адрес: 191040, Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, д. 10, ОГРН 1037843006233, ИНН 7825465916 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), от 10.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10228010/090821/0360426.
Решением суда от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает, что соответствующие коды ОКП в таможенной декларации были указаны не произвольно, а на основании сертификатов соответствия. Правильность указанных кодов подтверждается и письмами Росздравнадзора от 16.11.2021 N 10-65751/21, от 06.12.2021 N 10-70589/21. Общество настаивает, что заявленные в таможенной декларации товары (NN 1, 12, 13, 14) включены в пункты 2, 3 - 6 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042. Кроме того, Общество обращает внимание, что в таможенной декларации был указан надлежащий код ТН ВЭД ЕАЭС.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество ввезло на таможенную территорию и с использованием декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/090821/0360426 задекларировало товары, в том числе: товар N 1 "Медицинские изделия...сверло...", код по ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9; товар N 12 "Медицинские изделия...трубка для аспирации и ирригации эндоскопическая...", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9018 39 000 0; товар N 13 "Медицинские изделия...зажим диссекционный эндоскопический...", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9; товар N 14 "Медицинские изделия...пинцет стоматологический...", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9018 49 900 0.
При таможенном декларировании в графе 36 ДТ в отношении спорных товаров Обществом заявлены сведения об особенностях исчисления НДС - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.
В качестве документов, подтверждающих соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, Обществом представлены регистрационные удостоверения N ФСЗ 2007/00665 от 11.03.2009, N ФСЗ 2009/04296 от 14.05.2009, N ФСЗ 2009/04471 от 05.06.2009.
По результатам анализа представленных при декларировании документов и сведений Таможней 10.08.2021 принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в связи с несоблюдением порядка и условий предоставления льготы.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 49, 104, 108 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статей 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, пришел к выводу о законности принятого Таможней решения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ определено, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации при условии представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Согласно примечанию 1 к Перечню, для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 года государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской "*" к Перечню код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017. Следовательно, при применении Перечня в отношении медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93.
Таким образом, существенным фактором для возможности освобождения от уплаты НДС при ввозе товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП в рамках одного пункта Перечня. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2019 N 303-ЭС19-703, от 29.01.2020 N 305-ЭС19-26148.
Как установлено судами, Обществом в таможенный орган представлены документы и сведения, не подтверждающие возможность предоставления льготы по уплате НДС.
Так, в отношении товаров N N 1, 12, 13, 14 представлены регистрационные удостоверения N ФСЗ 2007/00665 от 11.03.2009, N ФСЗ 2009/04296 от 14.05.2009, N ФСЗ 2009/04471 от 05.06.2009, в которых указан код по ОКП - 94 3000, отсутствующий в Перечне.
Суды пришли к выводу, что представленные Обществом регистрационные удостоверения не могут являться основанием для предоставления льготы по уплате НДС.
При рассмотрении спора и доводов Общества суды приняли во внимание, что согласно ОКП ОК 005-93 подкласс продукции 94 3000 включает в себя подгруппу 94 3900, в отношении товаров которой не предоставлено освобождение от уплаты НДС, и подгруппу 94 3800, которая указана в Перечне, но не корреспондируется с товарной позицией 9018 ТН ВЭД ЕАЭС.
Представленные Обществом декларации о соответствии являлись предметом исследования судов. Суды, с учетом положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 N 936, указали, что сведения в декларации о соответствии вносятся на основании информации, представленной самим заявителем. Декларация о соответствии является документом, подтверждающим соответствие товара техническим регламентам, а не кодам ОКП/ОКПД 2. Таким образом, декларация о соответствии не может служить документом, подтверждающим право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой регистрационное удостоверение.
Ссылки Общества на письма Росздравнадзора также получили надлежащую оценку судов.
При рассмотрении спора суды также приняли во внимание, что Общество не было лишено права на получение нового регистрационного удостоверения, в котором при наличии к тому оснований мог быть указан необходимый для освобождения от уплаты НДС код ОКП/ОКПД 2. Однако нового регистрационного удостоверения Общество не получило.
Выводы судов в отношении фактических обстоятельств соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Оснований для вывода о нарушении судами норм материального права при разрешении спора суд кассационной инстанции не находит. Изложенная в кассационной жалобе Общества позиция основана на ошибочном толковании соответствующих положений таможенного и налогового законодательства, в связи с чем подлежит отклонению.
При таком положении, поскольку процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А56-103855/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Б. Браун Медикал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со сноской "*" к Перечню код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017. Следовательно, при применении Перечня в отношении медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93.
Таким образом, существенным фактором для возможности освобождения от уплаты НДС при ввозе товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП в рамках одного пункта Перечня. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2019 N 303-ЭС19-703, от 29.01.2020 N 305-ЭС19-26148.
...
Представленные Обществом декларации о соответствии являлись предметом исследования судов. Суды, с учетом положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 N 936, указали, что сведения в декларации о соответствии вносятся на основании информации, представленной самим заявителем. Декларация о соответствии является документом, подтверждающим соответствие товара техническим регламентам, а не кодам ОКП/ОКПД 2. Таким образом, декларация о соответствии не может служить документом, подтверждающим право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой регистрационное удостоверение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2022 г. N Ф07-12548/22 по делу N А56-103855/2021