20 сентября 2022 г. |
Дело N А26-8362/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 20.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А26-8362/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Заводская, д. 1; ОГРН 1021000921314; ИНН 1006004155; далее - Общество) о возложении на него обязанности в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство, а также обеспечить проведение санитарно-оздоровительного мероприятия в месячный срок с момента получения разрешения на его проведение.
Решением суда первой инстанции от 13.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2022 решение суда первой инстанции изменено - на Общество возложена обязанность провести в рамках исполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 N 59-з в срок до 12.07.2022 лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство, а также обеспечить проведение санитарно-оздоровительного мероприятия в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования неправомерны и не подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и Обществом заключен договор от 19.12.2008 N 59-з аренды лесного участка площадью 196 193 га, находящегося на территории Сосновецкого центрального лесничества, в целях заготовки древесины на срок по 31.12.2053.
В соответствии с пунктом 4.4.13 договора арендатор обязан соблюдать требования правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.
В ходе патрулирования подведомственной территории лесничим в квартале 43, выдел 44 Тунгудского участкового лесничества обнаружено и зафиксировано в акте осмотра от 25.06.2021 наличие усыхающих насаждений на площади 0,3 га.
Министерство направило Обществу претензию от 06.07.2021 N 1639, которой просило в срок до 01.09.2021 произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением ему необходимых материалов для рассмотрения, а также при получении разрешения на проведение санитарно-оздоровительного мероприятия обеспечения его проведения в срок не позднее 01.01.2022.
В связи с тем, что указанная претензия не была исполнена в установленный срок Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, однако изменил решение с учетом сроков исполнения соответствующей обязанности, предусмотренных Правилами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, проведение лесопатологических обследований (пункт 3).
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 60.3 ЛК РФ).
В силу части 4 статьи 60.6 ЛК РФ порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в квартале 43, выдел 44 Тунгудского участкового лесничества на площади 0,3 га выявлены усыхающие лесные насаждения.
Судами также установлено, что Обществом мероприятия, предусмотренные договором аренды и действующим законодательством, не проводились.
В связи с этим суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований о возложении на ответчика обязанности провести в рамках исполнения обязательств по договору аренды лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением необходимых материалов истцу.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности требования Министерства в части установленных им сроков.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктом 15 Правил в случаях, когда по результатам проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений подтверждено наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований.
Уполномоченные органы обязаны в 10-дневный срок со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений проинформировать лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, о необходимости проведения лесопатологического обследования на соответствующем лесном участке.
Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
Как предусмотрено абзацем первым пункта 16 Правил, уполномоченными органами обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
В силу абзаца второго пункта 16 Правил лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования.
Суд апелляционной инстанции, установив, что информацию о необходимости проведения лесопатологического обследования (претензию от 06.07.2021 N 1639) арендатор получил 12.07.2021, пришел к выводу о необходимости выполнения им лесопатологического обследования не позднее 12.07.2022 с осуществлением санитарно-оздоровительного мероприятия в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции с учетом сроков исполнения ответчиком соответствующих обязанностей, предусмотренных пунктами 15-16 Правил.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежит отклонению, поскольку, получив претензию от 06.07.2021 N 1639, Общество не сообщило уполномоченному органу о ее признании за исключением срока, установленного Министерством.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А26-8362/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 15 Правил в случаях, когда по результатам проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений подтверждено наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований.
...
Как предусмотрено абзацем первым пункта 16 Правил, уполномоченными органами обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
В силу абзаца второго пункта 16 Правил лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования.
...
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции с учетом сроков исполнения ответчиком соответствующих обязанностей, предусмотренных пунктами 15-16 Правил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2022 г. N Ф07-11498/22 по делу N А26-8362/2021