22 сентября 2022 г. |
Дело N А21-7871/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Калинниковой М.Т. (доверенность от 19.09.2022 N 105),
рассмотрев 21.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А21-7871/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго", адрес: 107140, Москва, Русаковская ул., д. 13, стр. 19_21_25, ОГРН 1097746264230 (далее - Общество, АО "Оборонэнерго"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 19, лит. У, ОГРН 1047855093747, ИНН 7839304330, от 15.07.2021 по делу об административном правонарушении N 06/0-17/ЮЛ, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб., а также о признании недействительным предписания от 30.06.2021 N 16/6тр.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022, заявление Общества удовлетворено. Кроме того, Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в порядке процессуального правопреемства заменено на Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН 1047796716890, ИНН 7727521471 (далее - Управление).
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Общество, являющееся сетевой организацией, то есть владеющей на праве собственности электрическими сетями, подстанциями, центрами питания, с использованием которых обеспечивается передача электрической энергии от сетевой организации в точках присоединения к сети энергопринимающих устройств потребителя, отвечает перед другими участниками розничного рынка электрической энергии, в том числе перед потребителями за соблюдение соответствия показателей качества электрической энергии обязательным требованиям технических регламентов (ГОСТов) и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В обоснование своей позиции об обязанности сетевой организации подтверждать соответствие качества передаваемой электроэнергии Управление дополнительно ссылается на определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 305-АД17-20505, от 18.03.2020 N 304-ЭС20-1302, от 23.07.2020 N 310-ЭС20-10376.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании приказа от 20.05.2021 N 170 провело в отношении АО "Оборонэнерго" плановую выездную проверку соблюдения требований технических регламентов и государственных стандартов, в ходе которой установило, что электрическая энергия, поставляемая гражданам из распределительных электрических центров питания и распределительных сетей Общества, не прошла процедуру сертификации и ее передача по сетям АО "Оборонэнерго" осуществляется без сертификата соответствия, что является нарушением статьи 25, пункта 2 статьи 28, пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ). Представленный Обществом в ходе проверки сертификат соответствия от 20.01.2014 N РОСС RU.АА29.В00033 сроком действия до 20.01.2017 не принят в качестве доказательства выполнения требований указанных норм ввиду истечения срока его действия.
По результатам проверки Управление составило акт проверки от 30.06.2021 N 16/6, а также выдало Обществу предписание от 30.06.2021 N 16/6тр об устранении выявленного нарушения.
Кроме того, 08.06.2021 Управление составило в отношении АО "Оборонэнерго" протокол N 06-15/2-07 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 15.07.2021 по делу об административном правонарушении N 06/0-17/ЮЛ Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, АО "Оборонэнерго" оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии у Общества обязанности по сертификации электрической энергии, поставщиком которой оно не является, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты подлежащими отмене, а кассационную жалобу Управления - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Как следует из материалов дела, Общество является смежной сетевой организацией, предоставляющей на основании договора от 12.02.2013 N 16/13 услуги АО "Янтарьэнерго" по передаче электрической энергии по своим сетям и согласно указанной выше норме признается субъектом электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Требования к качеству электрической энергии установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013). Показатели и нормы качества электроэнергии приведены в разделе 4 указанного ГОСТа, требования которого применяются во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
Соблюдение требований специальных стандартов обеспечивается среди прочего обязательной сертификацией соответствия объектов требованиям технических регламентов (часть 3 статьи 20 Закона N 184-ФЗ).
Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (пункт 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ).
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц отнесена к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.
Процедура и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии установлены национальным стандартом ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 N 1038-ст (далее - ГОСТ Р 58289-2018), который предназначен для применения в том числе заявителями - сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (статья 1).
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт "а" пункта 15 N 861).
Суды со ссылкой на пункт 15 Правил N 861 в совокупности с положениями пунктов 3.13 и 3.15 ГОСТ Р 58289-2018 пришли к выводу, что обязанность по сертификации электрической энергии возлагается не на любую сетевую организацию, в обязательном порядке оказывающую услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а только на ту сетевую организацию, которая осуществляет поставку электрической энергии потребителям. Поскольку в рассматриваемом случае Общество не является поставщиком электрической энергии и не осуществляет ее реализацию, а лишь оказывает услугу по передаче электроэнергии через свои сети от поставщика потребителю, то, по мнению судов, у заявителя отсутствует обязанность по прохождению процедуры оценки соответствия продукции техническим регламентам.
Данный вывод судов основан на неверном толковании положений пункта 15 Правил N 861 и сделан без учета взаимных положений статьи 3, пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ, пункта 7 Положения N 442, пункта 1 ГОСТ Р 58289-2018, пункта 3.1.1 ГОСТ 32144-2013.
Согласно приведенным нормативным положениям производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса. Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов. Поскольку электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации, то субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, является любое лицо, совместно участвующее с иными субъектами электроэнергетики в электроснабжении потребителей, в том числе сетевая организация.
Таким образом, Общество как сетевая организация, участвующая наряду с АО "Янтарьэнерго" в отношениях по снабжению электрической энергией потребителей посредством использования своих электрических сетей (эксплуатация которых должна обеспечивать безопасность передачи электроэнергии и поддержание необходимого уровня качества энергии в точках передачи), является субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации.
Общество обязанность по получению сертификата соответствия не выполнило, что послужило Управлению законным основанием для выдачи в адрес заявителя оспариваемого предписания и привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, однако ими неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, усматривает основания для отмены принятых по делу судебных актов с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А21-7871/2021 отметить.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Оборонэнерго" отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды со ссылкой на пункт 15 Правил N 861 в совокупности с положениями пунктов 3.13 и 3.15 ГОСТ Р 58289-2018 пришли к выводу, что обязанность по сертификации электрической энергии возлагается не на любую сетевую организацию, в обязательном порядке оказывающую услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а только на ту сетевую организацию, которая осуществляет поставку электрической энергии потребителям. Поскольку в рассматриваемом случае Общество не является поставщиком электрической энергии и не осуществляет ее реализацию, а лишь оказывает услугу по передаче электроэнергии через свои сети от поставщика потребителю, то, по мнению судов, у заявителя отсутствует обязанность по прохождению процедуры оценки соответствия продукции техническим регламентам.
Данный вывод судов основан на неверном толковании положений пункта 15 Правил N 861 и сделан без учета взаимных положений статьи 3, пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ, пункта 7 Положения N 442, пункта 1 ГОСТ Р 58289-2018, пункта 3.1.1 ГОСТ 32144-2013.
...
Общество обязанность по получению сертификата соответствия не выполнило, что послужило Управлению законным основанием для выдачи в адрес заявителя оспариваемого предписания и привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2022 г. N Ф07-11063/22 по делу N А21-7871/2021