22 сентября 2022 г. |
Дело N А56-74256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Бобарыкиной О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Шевелевой Н.В. (доверенность от 19.08.2022), от общества с ограниченной ответственностью "УК "Техсервис" Подгородецкого Д.М. (доверенность от 29.10.2021) и Емельяновой Н.В. (доверенность от 23.06.2022),
рассмотрев 22.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Техсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А56-74256/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Техсервис", адрес: 198259, Санкт-Петербург, улица Тамбасова, дом 7, строение 1, помещение 27-Н, ОГРН 1177847199848, ИНН 7807171695 (далее - Общество), о взыскании 37 054 руб. 68 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную в июне 2020 года по договору от 01.10.2018 N 21462.34.040.1 (далее - Договор), и 14 238 руб. 48 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 29.01.2022, а также неустойки, начисленной с 30.01.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.06.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с примененной Предприятием методикой расчета количества тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды в многоквартирном доме (МКД) с закрытой системой теплоснабжения в межотопительный период. Как указывает податель жалобы, судами не учтено, что в МКД не установлены приборы учета тепловой энергии на системе горячей воды и индивидуальные приборы учета тепловой энергии на горячей воде в жилых помещениях. По мнению подателя жалобы, поскольку общедомовой узел учета тепловой энергии (УУТЭ) фиксирует общее количество тепловой энергии, затраченное на оказание как коммунальной услуги по отоплению, так и коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), расчет потребленной тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги ГВС должен производиться в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по формулам 20, 20(1) и 20(2) приложения N 2 к Правилам N 354 (по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в МКД).
В отзыве Предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) заключен Договор, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть, а исполнитель - оплачивать принятую тепловую энергию.
Поставка тепловой энергии осуществляется в находящийся в управлении Общества МКД по адресу: Санкт-Петербург, улица Тамбасова, дом 7, строение 1.
Количество (объем) коммунального ресурса, поданного (поставленного) на объект теплоснабжения, определяется на основании данных, полученных с помощью УУТЭ, за вычетом объемов поставки тепловой энергии владельцам нежилых помещений на объекте по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 5.1 Договора).
Согласно пункту 6.1 Договора стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 6.8 Договора оплата платежного документа, выставленного ресурсоснабжающей организацией в установленном пунктом 6.3 Договора порядке, производится исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определенного в соответствии с разделом 5 Договора.
Ссылаясь на наличие у Общества 37 054 руб. 68 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в МКД в июне 2020 года, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные Предприятием требования в полном объеме, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 и пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Так как по условиям Договора поставка энергроресурса осуществляется в МКД, к правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь исполнителем коммунальных услуг для собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме, приобретало у Предприятия тепловую энергию в целях оказания потребителям в МКД коммунальных услуг по отоплению и ГВС, в том числе ГВС на общедомовые нужды (ОДН).
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что приготовление горячей воды в МКД осуществляется с использованием нецентрализованной закрытой системы горячего водоснабжения (горячая вода приготавливается Обществом самостоятельно путем нагрева холодной воды в теплообменниках, находящихся в индивидуальных тепловых пунктах, относящихся к общедомовому имуществу, за счет поставляемой Предприятием тепловой энергии).
МКД оборудован УУТЭ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поставляемой как на нужды отопления, так и для приготовления горячей воды.
Суды признали правомерным определение Предприятием объема поставленной тепловой энергии на ГВС по показаниям УУТЭ (на основании отчетов о теплопотреблении).
Однако, вопреки выводу судов, из материалов дела не следует, что МКД оборудован прибором учета, установленном на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по ГВС.
При этом в силу пункта 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, горячая вода является самостоятельным коммунальным ресурсом. Объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется в кубических метрах.
Предприятием не оспаривается, что горячая вода как самостоятельный энергоресурс Обществу в рамках Договора не поставляется.
Материалами дела подтверждается, что Предприятие поставляет Обществу исключительно тепловую энергию и теплоноситель (сетевую воду), которая в межотопительный период используется последним для производства и предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги по ГВС (подогрев воды), в том числе в целях содержания общего имущества МКД, а в отопительный период - на нужды отопления и ГВС (подогрев воды), в том числе ГВС на ОДН, и производит расчет объемов отпущенной тепловой энергии в Гкал.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах вывод судов о правомерности расчета объема тепловой энергии на нужды ГВС, определенного Предприятием на основании показаний УУТЭ, не соответствует пункту 54 Правил N 354 и правовому подходу, сформированному высшей судебной инстанцией по данной категории споров.
Возражая против заявленных требований со ссылкой на пункт 54 Правил N 354, Общество исходило из того, что независимо от открытой или закрытой системы теплоснабжения (ГВС), а также от наличия в доме УУТЭ и от времени года (отопительный или неотопительный период), расчет потребленной тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги ГВС должен производиться по формулам 20, 20(1) и 20(2) приложения N 2 к Правилам N 354 (по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС). При этом показания УУТЭ, измеряющих тепловую энергию, не должны учитываться в расчетах.
Суды не дали надлежащей оценки доводам Общества, а также представленному Обществом контррасчету объема потребленной в июне 2020 года тепловой энергии.
Поскольку выводы судов сделаны при неполном выяснении фактических обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы материального права с учетом сформированного высшей судебной инстанцией правового подхода к данной категории споров, после чего принять законное и обоснованное решение, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А56-74256/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах вывод судов о правомерности расчета объема тепловой энергии на нужды ГВС, определенного Предприятием на основании показаний УУТЭ, не соответствует пункту 54 Правил N 354 и правовому подходу, сформированному высшей судебной инстанцией по данной категории споров.
Возражая против заявленных требований со ссылкой на пункт 54 Правил N 354, Общество исходило из того, что независимо от открытой или закрытой системы теплоснабжения (ГВС), а также от наличия в доме УУТЭ и от времени года (отопительный или неотопительный период), расчет потребленной тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги ГВС должен производиться по формулам 20, 20(1) и 20(2) приложения N 2 к Правилам N 354 (по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС). При этом показания УУТЭ, измеряющих тепловую энергию, не должны учитываться в расчетах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2022 г. N Ф07-11399/22 по делу N А56-74256/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17611/2023
27.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22035/2023
24.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74256/2021
22.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11399/2022
07.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9629/2022
01.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74256/2021