23 сентября 2022 г. |
Дело N А56-117330/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Прохорова Д.А. (доверенность от 07.02.2022),
рассмотрев 20.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А56-117330/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд", адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, Аэропортовский пер., д. 1, зд. А, ОГРН 1068383003325, ИНН 2983004475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пункта 11.56 акта плановой выездной проверки от 01.10.2021 N 6 и пункта 4 предписания от 01.10.2021 N 05-13.52 Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адрес: 190068, Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, д. 39, ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432 (далее - Управление).
Суд первой инстанции решением от 15.02.2022 в части требования о признании незаконным пункта 11.56 акта проверки производство по делу прекратил, в остальной части в удовлетворении требований отказал.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления и отправить дело на новое рассмотрение.
Определением председателя судебного состава от 20.09.2022 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ранее участвовавший в рассмотрении кассационной жалобы судья Толкунов В.М. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена судьей Аникиной Е.А.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство по кассационной жалобе осуществлено с самого начала.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество имеет действующей сертификат по авиационной безопасности, выданный Управлением от 20.08.2020 N ФАВТ.АБ.307.
На основании решения Управления от 14.09.2021 N 59 в период с 20.09.2021 по 01.10.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества.
Задачам проверки определены: осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением Общества действующего законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации, действующих норм и правил по обеспечению безопасности полетов, в том числе в части обеспечения авиационной безопасности, качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг, поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте; принятие мер по предупреждению и предотвращению нарушений обязательных требований и привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
В ходе плановой выездной проверки Управлением установлено, что Обществом были нарушены требования Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (далее - Правила N 142), а именно: в нарушение пункта 5 Правил N 142 служба авиационной безопасности (САБ) Общества не оснащена служебным оружием.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 01.10.2021 N 6, в пункте 11.56 которого отражены указанные обстоятельства.
Старшим государственным инспектором Управления Обществу выдано предписание от 01.10.2021 N 05-13.52 со сроком исполнения до 04.04.2022 (выявленное нарушение указано в пункте 4 предписания).
Общество 08.10.2021 направило в Управление жалобы на пункт 11.56 акта и пункт 4 предписания, с ходатайством о приостановлении его исполнения.
Жалоба Общества от 15.10.2021 вх. N 4999 Управлением оставлена без удовлетворения 18.10.2021.
Управлением Обществу был также дан ответ от 23.12.2021 на обращение заявителя о разъяснении способа и порядка исполнения пункта 4 предписания.
Не согласившись с вмененным ему нарушением, Общество оспорило указанные пункты акта и предписания в судебном порядке.
Суд первой инстанции в части признания незаконным пункта 11.56 акта проверки производство по делу прекратил, в остальной части в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации регламентированы положениями Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Согласно абзацу второму преамбулы ВК РФ государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
В пункте 3 статьи 40 ВК РФ установлено, что аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (пункт 1 статьи 83 ВК РФ).
В силу пункта 2 статьи 83 ВК РФ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 88-ФЗ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами (пункт 3 статьи 84 ВК РФ).
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 ВК РФ).
Правила N 142 устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 142 службы авиационной безопасности аэропорта и авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что служба авиационной безопасности Общества не оснащена служебным оружием. Указанное нарушение отражено в пункте 4 оспариваемого предписания.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского и служебного оружия, в том числе связанные с обеспечением защиты жизни и здоровья граждан, собственности, общественной безопасности, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ).
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, определен статьей 10 Закона N 150-ФЗ. В пункте 2 указанной статьи такое право предоставлено юридическим лицам с особыми уставными задачами.
САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункта 4 Правил N 142).
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемым пунктом 4 предписания на Общество законно и обоснованно возложена обязанность по устранению выявленного нарушения требований пункта 5 Правил N 142, выразившегося в не оснащении службы авиационной безопасности Общества служебным оружием, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 12.08.2020 N 55-КА20-5-КВ, на которое ссылается Общество, не противоречит выводам судов о необходимости соблюдения пункта 5 Правил N 142 в части оснащения САБ Общества служебным оружием.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А56-117330/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункта 4 Правил N 142).
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемым пунктом 4 предписания на Общество законно и обоснованно возложена обязанность по устранению выявленного нарушения требований пункта 5 Правил N 142, выразившегося в не оснащении службы авиационной безопасности Общества служебным оружием, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 12.08.2020 N 55-КА20-5-КВ, на которое ссылается Общество, не противоречит выводам судов о необходимости соблюдения пункта 5 Правил N 142 в части оснащения САБ Общества служебным оружием.
...
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2022 г. N Ф07-10462/22 по делу N А56-117330/2021