27 сентября 2022 г. |
Дело N А56-77505/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Захаровой М.В.,
при участии от Централизованной Религиозной организации "Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии на территории России" Южанина Г.А. (доверенность от 22.11.2021), Яровиковой Е.О. (доверенность от 22.11.2021), от администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области Михалевой И.Н. (доверенность от 18.03.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Централизованной Религиозной организации "Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии на территории России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А56-77505/2021,
УСТАНОВИЛ:
Централизованная Религиозная организация "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Б. Конюшенная ул., д. 8, ОГРН 1037858011289, ИНН 7808012320 (далее - Организация), обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с заявлением к администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Ленина, д. 10, ОГРН 1024701648135, ИНН 4712013913 (далее - Администрация), о признании незаконным решения Администрации от 29.03.2021 N И-01-030163/20221 об отказе в передаче Организации здания кирхи по адресу: Ленинградская обл., г. Приозерск, Ленинградская ул., а также об обязании Администрации принять решение о передаче названного объекта Организации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора привлечены Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом и Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 21.07.2021 дело по указанному заявлению Организации передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2022 в удовлетворении требований Организации отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 25.02.2022 и постановление от 19.05.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Суды, по мнению подателя жалобы неверно истолковали положения Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ), не исследовали представленные заявителем архивные данные об обстоятельствах возведения спорного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Организации поддержали доводы жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.03.2021 Организация обратилась в Администрацию с заявлением о передаче здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Приозерск, ул. Ленинградская, д. 12 (далее - Здание), в собственность заявителя в порядке, предусмотренном Законом N 327-ФЗ, как объекта религиозного назначения. Организация в заявлении указала, что Здание было построено в 1928-1930 годах в качестве евангелическо-лютеранской церкви (Кирхи).
Письмом от 29.03.2021 Администрация отказала в передаче Здания в собственность Организации, указав на то, что Здание использовалось в качестве городского культурного центра, не относится к имуществу религиозного назначения.
Полагая указанный отказ незаконным, Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных Организацией требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность. социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
По смыслу части 4 статьи 3 Закона N 327-ФЗ передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповеданиях и о религиозных объединениях.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 названного Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 того же Закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения предусмотрены статьей 8 Закона N 327-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона N 327-ФЗ в такой передаче может отказано, в частности, в случае, если испрашиваемое не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 8 Закона N 327-ФЗ самостоятельным основанием для отказа в безвозмездной передаче в собственность религиозной организации имущества является случай, когда истребуемое имущество является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 названного Закона.
Частью 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ предусмотрено, что религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество.
Как установили суды, с 1945 года после вхождения территории, на которой расположено Здание, в границы Советского Союза Здание было отдано под городской дом культуры и перепланировано под новое функциональное назначение; является объектом муниципальной собственности, закреплено за Администрацией на праве оперативного управления, исходя из его состояния подлежит реставрации.
В акте осмотра технического состояния Здания, являющемуся приложением 1 к охранному обязательству в отношении Здания, указано, что в 1961 году в Здании проводилась реконструкция; с северной стороны исторической пристройки пристроен объем из силикатного кирпича, где разместились служебные помещения, была расширена сцена и переоборудовано фойе, над основным объемом зала устроено железобетонное перекрытие и таким образом под центральным сводом организовано помещение для кружковой работы; пожар в 2002 году полностью уничтожил стропильную систему и кровлю под основным залом и башней; используются только помещения, расположенные в пристройке под административные нужды.
Применительно к установленным при рассмотрении дела обстоятельствам использования Здания, его характеристикам, произведенным в отношении него переустройствам, суды пришли к выводу, что Здание не соответствует признакам имущества религиозного назначения, предусмотренным статьей 2 Закона N 327-ФЗ.
При рассмотрении настоящего дела суды исходя из положений части 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ также учли, что Здание закреплено за Администрацией на праве оперативного управления и это право не прекращено в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суды, не установив совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ совокупности оснований для признания оспариваемого решения незаконным, правомерно отказали в удовлетворении требований Организации.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А56-77505/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Централизованной Религиозной организации "Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии на территории России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ предусмотрено, что религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество.
...
Применительно к установленным при рассмотрении дела обстоятельствам использования Здания, его характеристикам, произведенным в отношении него переустройствам, суды пришли к выводу, что Здание не соответствует признакам имущества религиозного назначения, предусмотренным статьей 2 Закона N 327-ФЗ.
При рассмотрении настоящего дела суды исходя из положений части 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ также учли, что Здание закреплено за Администрацией на праве оперативного управления и это право не прекращено в установленном законом порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2022 г. N Ф07-12486/22 по делу N А56-77505/2021