28 сентября 2022 г. |
Дело N А56-44434/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Власовой М.Г., Пряхиной Ю.В.
при участии федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Стецик Е.Б. (доверенность от 10.01.2022 N 7), от Министерства обороны Российской Федерации Стецик Е.Б. (доверенность от 12.11.2020 N 207/5/0/30),
рассмотрев 28.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А56-44434/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., д. 91, лит. А, пом. 2-Н, каб. 1-17, ОГРН 1089847133485 ИНН 7801465635 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), к Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, Знаменка ул., д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН: 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании (с учетом уточнения суммы иска в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) 163 384,45 руб. задолженности за период с 01.03.2020 по 01.11.2020 за квартиры N 38 и 1-С в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Наличная ул., д. 12, лит. А.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить означенные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно взыскали с Учреждения плату за оказанные услуги при отсутствии заключенного государственного (муниципального) контракта; Учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку функции по несению заявленных Обществом расходов возложены Министерством обороны Российской Федерации на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Жилищно-коммунальное управление).
В судебном заседании представитель Министерства и Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Наличная ул., д. 12, лит. А.
Согласно материалам дела квартира N 38, площадью 138.1 кв.м., кадастровый номер 78:6:220Б:17:5:2032, и квартира N 36 (ранее - 1-С), площадью 142,6 кв.м., кадастровый номер 78:6:220Б:17:5:3, расположенные в указанном МКД, являются собственностью Российской Федерации и переданы на праве оперативного управления Учреждению.
По расчету Общества задолженность Учреждения в части расходов по содержанию и ремонту мест общего пользования многоквартирного дома за период с 01.03.2020 по 01.11.2020 составила 163 384, 45 руб., что явилось основанием для обращения Общества с иском в суд.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности.
На основании пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 1).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
По смыслу статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что спорные помещения закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Суды пришли к выводу, что в отсутствие договора между управляющей организацией и ссудополучателем обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на лицо, которое обладает вещным правом на помещение.
При таких обстоятельствах в рамках настоящего спора обязанность по несению расходов на содержание спорного помещения законом возлагается именно на Учреждение.
В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие об оказании Обществом услуг по управлению МКД. Эти доказательства проверены судами и Учреждением по существу не оспорены.
Доказательства закрепления спорного объекта на праве оперативного управления за Жилищно-коммунальным управление либо принятия последним на себя обязательств по внесению платы за содержание спорного помещения в материалах дела отсутствуют.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь требованиями статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, исследовали и оценили все представленные в дело доказательства и признали требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод Учреждения об отсутствии правовых оснований для оплаты Обществу услуг, оказанных без заключения государственного контракта с Учреждением, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен судами.
Так как Учреждение не представило доказательств, свидетельствующих об оплате спорных услуг, суды удовлетворили требования Общества о взыскании задолженности за период с 01.03.2020 по 01.11.2020.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами и отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А56-44434/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2022 г. N Ф07-13970/22 по делу N А56-44434/2021