29 сентября 2022 г. |
Дело N А66-7232/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" Тимофеевой М.С. (доверенность от 29.12.2021 N 9717),
рассмотрев 28.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А66-7232/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Заволжский мясокомбинат", адрес: 170508, Тверская обл., Калининский р-н, пос. Заволжский, д. 1в, ОГРН 1116952076867, ИНН 6949008163 (далее - ООО "ЗМК"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям, адрес: 170008, г. Тверь, Озерная ул., д. 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658 (далее - Управление), от 11.05.2021 N 02-22/495 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, адрес: 123308, Москва, пр. Маршала Жукова, д. 1, ОГРН 1107746501829, ИНН 7734638569, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, адрес: 690034, г. Владивосток, ул. Воропаева, д. 33, ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022, постановление Управления признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб., применено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЗМК", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, из представленных в материалы дела документов не следует, что административным органом доказаны непосредственно причинно-следственная связь между действиями ООО "ЗМК", как изготовителя продукции, и выявленного факта заражения продукции, а также вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении Управление должно было установить факты соблюдения условий хранения, транспортирования и реализации продукции. ООО "ЗМК" настаивает на том, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, о чем представлены исчерпывающие доказательства проявления Обществом необходимой степени заботливости и осмотрительности для соблюдения обязательных требований технических регламентов.
В судебном заседании представитель ООО "ЗМК" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.10.2020 Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в рамках пищевого мониторинга были отобраны пробы мясопродукции (сырья) - "окорок свиной б/к замороженный" производства ООО "ЗМК", датой изготовления 03.09.2020, сроком годности до 03.03.2021, в количестве 1,2 кг., находящегося в цехе по переработке, принадлежащего Цой Т.Ч. Отобранная продукция (сырье) поступила к Цой Т.Ч. в количестве 1 645,36 кг от ООО "Фортуна-ДВ" в сопровождении ветеринарного свидетельства от 30.09.2020 N 7017002951.
По результатам лабораторных исследований, проведенных специалистами федерального государственного бюджетного учреждения "Приморская МВЛ" выявлено несоответствие отобранной продукции требованиям технических регламентов по показателю Listeria monocytogenes (протокол испытаний от 15.10.2020 N 3319/9059 М).
Кроме того, 10.11.2020 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям проведен отбор проб пищевой продукции (мясо свинины, мясо птицы, колбасные изделия, молочная продукция) по адресам деятельности ООО "Дионис" с целью проведения исследования микробиологических и химико-токсикологических показателей качества и безопасности продукции.
По результатам лабораторных исследований, проведенных специалистами федерального государственного бюджетного учреждения "ЦНМВЛ" (протоколы испытаний от 18.11.2020 N 9280МВ, 9278МВ) установлено следующее:
- в пробе продукции, отобранной 10.11.2020 в ООО "Дионис" по адресу: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Школьная, д. 8, лопатка свиная б/к (охл. вакуум. упак.), производитель - ООО "ЗМК", дата изготовления продукции 05.11.2020, срок годности до 26.11.2020 выявлено несоответствие по показателю бактерии рода Salmonella (обнаружена в 25 г);
- в пробе продукции, отобранной 10.11.2020 в ООО "Дионис" по адресу: Московская обл., г. Волоколамск, пл. Октябрьская, д. 4, лопатка свиная б/к (охл. вакуум. упак.), производитель - ООО "ЗМК", дата изготовления продукции 05.11.2020, срок годности до 26.11.2020 выявлено несоответствие по показателю бактерии рода Salmonella (обнаружена в 25 г).
Усмотрев в деянии ООО "ЗМК", как производителя пищевой продукции, нарушение требований частей 1, 2 и 5 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) и приложения N 1 к нему, пунктов 13 и 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - ТР ТС 034/2013), Управление составило в отношении ООО "ЗМК" протокол 31.03.2021 N 02-22/09 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 11.05.2021 N 02-22/495 Управление признано ООО "ЗМК" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ЗМК" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ЗМК" состава административного правонарушения, однако, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменил оспариваемое постановление, уменьшив размер штрафа до 150 000 руб.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "ЗМК" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 29-ФЗ под пищевыми продуктами (пищевой продукцией, продовольственными товарами, продуктами питания) понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье.
Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям.
При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных (часть 5 той же статьи).
Частью 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 определено, что показатели безопасности пищевой продукции установлены в приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к названному техническому регламенту.
Согласно приложению 1 к ТР ТС 021/2011 наличие Listeria monocytogenes в пищевой продукции не допускается.
В соответствии с пунктом 13 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
В силу пункта 14 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям названного технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В силу статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Управлением и судами двух инстанций установлено несоответствие отобранных образцов продукции, изготовленной ООО "ЗМК", требованиям ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013 по микробиологическим нормативам (по содержанию патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонеллы, и Listeria monocytogenes).
Названные обстоятельства подтверждаются актами отбора проб (образцов) от 07.10.2020 N 1935051, от 10.11.2020 N 1992757, 1992957, протоколами испытаний от 15.10.2020 N 3319/9059-М, от 18.11.2020 N 9280МВ, 9278МВ.
Суды удостоверились, что отбор проб произведен в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, и ГОСТ 7269-2015 "Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести", и не установили нарушений требований действующего законодательства при отборе проб спорной продукции.
Оценивая довод заявителя об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ООО "ЗМК", как изготовителя продукции, и выявленного факта заражения продукции, суды с учетом способа инфицирования продукции патогенными представителями рода Listeria monocytogenes и Salmonella пришли к выводу о том, что заражение продукции указанными возбудителями в основном происходит в процессе ее производства при первичной обработке сырья (на стадии технологического процесса изготовления и упаковки пищевой продукции). Принимая во внимание отсутствие нарушения режима хранения спорной продукции в местах ее изъятия, суды констатировали наличие достаточных доказательств несоблюдения ООО "ЗМК" требований указанных технических регламентов.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения ООО "ЗМК" обязательных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных Управлением в ходе процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, судами не выявлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку правомерных выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, и их не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А66-7232/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
...
Суды удостоверились, что отбор проб произведен в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, и ГОСТ 7269-2015 "Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести", и не установили нарушений требований действующего законодательства при отборе проб спорной продукции.
...
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения ООО "ЗМК" обязательных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2022 г. N Ф07-13247/22 по делу N А66-7232/2021