29 сентября 2022 г. |
Дело N А66-11849/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Пастуховой М.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от некоммерческого партнерства по содействию в управлении зданием "Мусоргского, 12" председателя правления Снегирева О.Б. (выписка из протокола собрания членов некоммерческого партнерства от 07.06.2022 N 15),
рассмотрев 29.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства по содействию в управлении зданием "Мусоргского, 12" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А66-11849/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал", адрес: 170008, город Тверь, улица 15 лет Октября, дом 7, ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к некоммерческому партнерству по содействию в управлении зданием "Мусоргского, 12", адрес: 170026, город Тверь, улица Мусоргского, дом 12, квартира 53, ОГРН 1136900001457, ИНН 6952900567 (далее - Партнерство), о взыскании 167 533 руб. 38 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за III, IV кварталы 2020 года и I, II, III кварталы 2021 года, а также 12 416 руб. 69 коп. неустойки за период с 24.06.2021 по 01.12.2021 с последующим ее начислением с 02.12.2021 по день фактической уплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление).
Решением от 18.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Партнерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 18.03.2022 и постановление от 27.05.2022, принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении иска в размере 8967 руб. 18 коп.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что деятельность Партнерства относится к перечисленным в пункте 167 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", является ошибочным; при наличии сведений о концентрации загрязняющих веществ в сточных водах организаций, подпадающих под перечень, указанный в пункте 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), расчет платы должен производиться исходя из фактических показателей и концентраций загрязняющих веществ; подтверждение сверхнормативного загрязнения сбрасываемых вод в материалах дела отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Партнерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (водоканал) и Партнерство (абонент) 01.11.2013 заключили договор на отпуск воды и (или) прием сточных вод N 5108 (далее - Договор), по условиям которого водоканал обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а последний обязался оплачивать отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями Договора.
Согласно пунктам 3.1.3 и 3.1.4 Договора Партнерство обязалось соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.02.1999 N 167, соблюдать действующие договорные объемы потребления воды и отвода сточных вод согласно приложению N 1 к Договору, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, возмещать водоканалу понесенные расходы на отпуск абоненту воды и прием от него сточных вод, осуществлять контроль за составом сточных вод.
Учет воды и сточных вод согласованы в разделе 4 Договора.
Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах приведен в приложении N 5 к Договору.
Согласно пункту 5.5 Договора контрольные пробы отбираются в согласованных контрольных колодцах и характеризуют состав сточных вод.
Во исполнение принятых на себя обязательств по Договору Общество отпустило Партнерству воду и осуществило прием сточных вод и загрязняющих веществ, выставив для оплаты счета-фактуры, счета и акты выполненных работ и оказанных услуг.
При начислении платы за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, Общество включило в счета также плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за III, IV кварталы 2020 года и I, II, III кварталы 2021 года в сумме 167 533 руб. 38 коп.
Общество, ссылаясь на наличие у Партнерства задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, направило в адрес последнего претензию от 17.06.2021 N 01/и.кд-4882 с требованием об уплате задолженности в добровольном порядке.
Оставление претензионных требований без удовлетворения и уклонение от внесения платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию послужили основанием для начисления неустойки и обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации ВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованную систему водоотведения. А в подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 соответствующая обязанность абонента производить оплату.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, приведенной в пункте 197 Правил N 644.
Постановлением N 728 Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм, сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм, сост. = 2 х Т х Qnp1.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1-го июля предшествующего календарного года по 30-е июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
Из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно на окружающую среду (водные объекты).
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.м, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
В связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В случае если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется без проведения анализа проб сточных вод в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правил N 644.
Таким образом, начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии пунктом 123 (4) Правил N 644 производится без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, то есть без отбора проб сточных вод абонентов.
Аналогичный упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 - 68, 71, 168 АПК РФ).
Суды установили, что в спорный период в помещениях ответчика оказывались среди прочих парикмахерские услуги и услуги салонами красоты, осуществлялась деятельность саун (приложение N 11 к Договору, акт от 19.07.2021) и пришли к выводу, что ответчик подпадает под категорию абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644. Доказательств обратного суду не представлено.
Партнерство не подавало деклараций о составе и свойствах сточных вод.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о правомерном начислении Обществом платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и обоснованно удовлетворили исковые требования. Требование о взыскании неустойки в заявленном размере также обоснованно удовлетворено судами.
Вопреки доводам Партнерства плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123 (4) Правил N 644.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А66-11849/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства по содействию в управлении зданием "Мусоргского, 12" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в спорный период в помещениях ответчика оказывались среди прочих парикмахерские услуги и услуги салонами красоты, осуществлялась деятельность саун (приложение N 11 к Договору, акт от 19.07.2021) и пришли к выводу, что ответчик подпадает под категорию абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644. Доказательств обратного суду не представлено.
...
Вопреки доводам Партнерства плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
Аналогичный подход к применению упрощенного порядка расчета платы изложен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 применительно к плате за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренную пунктом 123 (4) Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2022 г. N Ф07-12827/22 по делу N А66-11849/2021