03 октября 2022 г. |
Дело N А56-96751/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Исаковой Д.С. (доверенность от 15.04.2022 N 309), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 11.01.2022 N 78/397/22),
рассмотрев 26.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А56-96751/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 12.07.2021 по жалобе N Т02-525/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2022, оспариваемые решение и предписание признаны недействительными.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявления Предприятию отказать.
Податель кассационной жалобы полагает, что заказчиком необоснованно предъявлены требования к товару, представляющие фирменное наименование моделей конкретного производителя без возможности поставки эквивалентного товара; а также указаны противоречивые сведения относительно срока службы товара.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражала против ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприятие 25.06.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовало извещение N 32110419633 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (далее - Извещение).
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке Предприятия.
Обществом в УФАС подана жалоба (вх. N 21913-ЭП/21 от 05.07.2021) на действия Предприятия (заказчика).
По результатам рассмотрения жалобы Общества Управление 12.07.2021 вынесло решение, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные путем необоснованного установления в позициях 16, 17 Приложения N 1 к Извещению дискриминационных требований о поставке товаров с фирменными наименованиями моделей конкретного производителя без возможности поставки эквивалентного товара, а также незаконного предъявления в пунктах 3, 8 позиции 9 Приложения N 1 к Извещению неоднозначных ненадлежащих требований к сроку службы товара "аккумулятор 6 В 9 А/ч" (пункт 2); заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
В соответствии с выданным предписанием от 12.07.2021 по жалобе N Т02-525/21 Предприятию предписано аннулировать открытый запрос котировок в электронной форме (извещение N 32110419633) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения закупки, а также сообщить Управлению об исполнении выданного предписания с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности выданных решения и предписания, признал их недействительными.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, означенным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
На основании пункта 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 9, 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Правила описания предмета закупки в документации регламентированы частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В рассматриваемом случае предметом закупки является право заключения договора на поставку элементов питания; информация о количестве поставляемого товара, о его функциональных характеристиках (потребительских свойствах), технических и качественных характеристиках, а также эксплуатационных характеристиках предмета закупки указана в проекте договора и требованиях к значениям показателей, являющихся неотъемлемой частью Извещения. Требования к значениям показателей включают в том числе требования к характеристикам товара, эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Рассматривая жалобу Общества, Управление пришло к выводу о том, что приведенные в Извещении типы "HR 12-21 W" и "HR 12-34W" по позициям 16, 17 фактически являются индивидуальными наименованиями моделей аккумуляторных батарей Delta HR 12-21W и Delta HR 12-21W, выпускающимися под товарным знаком Delta, принадлежащим компании "Спектр РС".
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с выводами Управления, поскольку установили, что типы "HR 12-21W" и "HR 12-34W" не являются индивидуальными наименованиями моделей аккумуляторных батарей Delta, выпускающимися под товарным знаком Delta, принадлежащим компании "Спектр РС", а являются серией HR, которая обозначает часовую ставку, означающую, что аккумулятор должен выдавать заявленное количество вольт при непрерывном часовом разряде и относится к герметичным свинцово-кислотным аккумуляторам, оптимизированным под разряды большой мощности.
Указанная серия HR выпускается не только компанией "Спектр РС", но и иными производителями.
Относительно неоднозначных ненадлежащих требований к сроку службы товара "Аккумулятор 6 В 9 А/ч" суды признали, что Предприятие допустило опечатку и в данном случае следовало читать "срок службы 8 лет". Однако такая опечатка не создала кому-либо из участников закупки незаконных преимуществ при участии в закупке; запрос о разъяснении положений документации о закупке в адрес заказчика не поступал.
Материалами дела в полном объеме подтверждается, что заказчик сформулировал в Извещении требования, которые соответствуют предмету закупки и основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества. При этом спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационные условия, ограничивающие конкуренцию.
С учетом изложенного суды сделали правильные выводы о соблюдении заказчиком требований действующего законодательства, Закона N 223-ФЗ, об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемых решения и предписания, и удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А56-96751/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 9, 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Правила описания предмета закупки в документации регламентированы частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
...
Материалами дела в полном объеме подтверждается, что заказчик сформулировал в Извещении требования, которые соответствуют предмету закупки и основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества. При этом спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационные условия, ограничивающие конкуренцию.
С учетом изложенного суды сделали правильные выводы о соблюдении заказчиком требований действующего законодательства, Закона N 223-ФЗ, об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемых решения и предписания, и удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2022 г. N Ф07-11931/22 по делу N А56-96751/2021