04 октября 2022 г. |
Дело N А56-120837/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 28.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации собственников недвижимости "Петровское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А56-120837/2021,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация собственников недвижимости "Петровское", адрес: 188655, Ленинградская обл., г. Сертолово, Спортивная ул., д. 14, тер. АДХ "Петровское", ОГРН 1084703007025, ИНН 4703108830 (далее - Ассоциация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188650, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово, ул. Молодцова, д. 7, корп. 2, ОГРН 1054700123510, ИНН 4703083424 (далее - Администрация), от 29.11.2021 N 2662/01-09 об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Ассоциация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлена обязанность (а не право) Администрации по выдаче ГПЗУ, необходимого субъекту градостроительной деятельности для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Решением Администрации от 29.11.2021 N 2662/01-09, как указывает податель жалобы, нарушено право Ассоциации на получение информации, необходимой для строительства магазина, легальность ввода в эксплуатацию которого имеет существенное значение для заявителя, в том числе ввиду возможного осуществления лицензируемого вида деятельности. Ассоциация также указывает на ошибочность выводов судов о том, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности заявителю, относится к землям общего пользования, и для строительства объектов, расположенных на этой территории, не требуется разрешения на строительство, а соответственно, и получения ГПЗУ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Ассоциация (ранее - дачное некоммерческое партнерство (далее - ДНП) "Петровское") для целей строительства объекта недвижимости (здания магазина и правления) обратилась в Администрацию с заявлением от 15.10.2021 о выдаче ГПЗУ с кадастровым номером 47:08:0103002:245, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово.
Письмом от 29.11.2021 N 2662/01-09 Администрация отказала в выдаче ГПЗУ, указав следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 с видом разрешенного использования "обслуживание жилой застройки" включает в себя земли общего пользования АДХ "Петровское", на которых располагаются дороги, проезды (линейные объекты), трансформаторная подстанция, пост охраны, здание управления, магазин, детская игровая площадка и площадка для складирования твердых бытовых отходов.
ГПЗУ, предназначенных для размещения линейных объектов, не подготавливаются. Подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а не на основании ГПЗУ.
Постановлением Администрации от 01.08.2011 N 204 "Об утверждении схемы планировочной организации ДНП "Петровское", расположенного в г. Сертолово Всеволожского района Ленинградской области" (далее - Постановление N 204) утверждена схема планировочной организации общей площади, занимаемой ДНП "Петровское", в соответствии с которой и надлежит вести строительство здания магазина.
Разрешение на строительство магазина, а также расположенных на территории общего пользования ДНП "Петровское" других объектов (трансформаторной подстанции, поста охраны, здания управления, детской игровой площадки, площадки для складирования ТБО) не требуется, а следовательно, не требуется получение ГПЗУ.
Не согласившись с указанным решением, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций признали оспариваемое решение обоснованным и отказали Ассоциации в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Ассоциации подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как указывалось выше, Ассоциация обратилась с заявлением о выдаче ГПЗУ с целью строительства объекта капитального строительства - здания магазина и правления (офиса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По общему правилу строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, должно соответствовать требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания, а строительство линейного объекта - требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания.
Исходя из положений пунктов 10 и 10.1 статьи 1 ГрК РФ здание магазина не относится к линейным объектам, следовательно, в силу части 1 статьи 51 названного Кодекса его строительство должно отвечать требованиям, установленным в том числе градостроительным регламентом, который является одним из источников информации для подготовки ГПЗУ.
В этой связи следует признать несостоятельным довод Администрации, изложенный в оспариваемом решении, о том, что в рассматриваемом случае подготовка проектной документации осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а не на основании ГПЗУ.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ одним из обязательных документов, представляемых с целью получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, является ГПЗУ.
ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 данной статьи.
Положением пункта 5 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что в градостроительный план земельного участка включается информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с названным Кодексом, иным федеральным законом.
Как установлено судами, подтверждается материалами дела, в том числе оспариваемым решением, земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 (принадлежащий на праве собственности заявителю) согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Сертолово, утвержденных приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 05.11.2020 N 65 (далее - Правила землепользования), расположен в границах населенного пункта г. Сертолово, в территориальной зоне с кодовым обозначением ТЖ-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
В соответствии с положениями статьи 22 Правил землепользования к видам разрешенного использования земельных участков территориальной зоны ТЖ-1 отнесены: индивидуально жилая застройка (основной вид), магазины, административные здания, площадки для занятия спортом, обеспечение внутреннего порядка (условно-разрешенный вид). Указанной статьей также определены предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных положений применительно к рассматриваемому случаю следует, что строительство магазина в территориальной зоне ТЖ-1 должно осуществляться с соблюдением требований и ограничений, установленных Правилами землепользования, информация о которых подлежит обязательному отражению в ГПЗУ.
Также следует признать несостоятельным довод Администрации, поддержанный судами, о том, что поскольку строительство здания магазина должно осуществляться в соответствии со схемой планировочной организации ДНП "Петровское", утвержденной Постановлением N 204, то разрешение на строительство не требуется ввиду его размещения на территории общего пользования АДХ "Петровское".
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В пункте 12 статьи 1 ГрК РФ в качестве территорий общего пользования определены такие территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, береговые полосы водных объектов общего пользования).
Дополнительный перечень таких территорий содержится в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, согласно которому вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования" относится к землям, предусматривающим размещение в том числе объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Указанные объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с этим такие объекты располагаются на земельных участках, относящихся к публичной собственности, и не размещаются на земельных участках, находящихся в частной собственности.
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 принадлежит заявителю на праве собственности и предназначен для совместного использования собственниками жилой застройки, что не тождественно правовому режиму использования территории общего пользования, поименованной в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ.
Границы территорий общего пользования обозначаются посредством красных линий на картах и в других документах территориального планирования (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Доказательств того, что в документах территориального планирования населенного пункта г. Сертолово земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:245 обозначен красными линиями как территория общего пользования, в материалах дела не имеется, и на наличие такого обстоятельства Администрация не ссылается, признавая указанный земельный участок территорией ДНП "Петровское".
Кроме того, как следует из оспариваемого решения, отзывов на заявление, апелляционную и кассационную жалобы, Администрация настаивает на необходимости ведения застройки в соответствии с утвержденной Постановлением N 204 схемой планировочной организации ДНП "Петровское".
Однако данное обстоятельство не препятствует оформлению испрашиваемого ГПЗУ и не может служить причиной отказа в его выдаче.
Более того, в указанной схеме планировочной организации ДНП "Петровское" в качестве элемента планировочной структуры отражено размещение здания магазина на земельном участке с кадастровым номером 47:08:0103002:245 (л.д. 81).
С учетом изложенного следует признать, что у Администрации отсутствовали достаточные основания для отказа Ассоциации в выдаче испрашиваемого ГПЗУ и суды неправомерно отказали заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, однако ими неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, усматривает основания для отмены принятых по делу судебных актов с принятием нового судебного акта - об удовлетворении заявления Ассоциации.
Ввиду отсутствия возможности проверки соблюдения Ассоциацией требований пункта 26 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации от 09.12.2016 N 555, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя следует обязать Администрацию рассмотреть вопрос о выдаче испрашиваемого ГПЗУ с учетом выводов, изложенных в настоящем судебном акте.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А56-120837/2021 отменить.
Заявление ассоциации собственников недвижимости "Петровское" удовлетворить.
Признать недействительным решение администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.11.2021 N 2662/01-09 об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Обязать администрацию муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области рассмотреть вопрос о выдаче ассоциации собственников недвижимости "Петровское" градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:245, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово, с учетом выводов, изложенных в настоящем постановлении.
Взыскать с администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188650, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово, ул. Молодцова, д. 7, к. 2, ОГРН 1054700123510, ИНН 4703083424, в пользу ассоциации собственников недвижимости "Петровское", адрес: 188655, Ленинградская обл., г. Сертолово, Спортивная ул., д. 14, тер. АДХ Петровское, ОГРН 1084703007025, ИНН 4703108830, 6000 руб. судебных расходов по государственной пошлине, уплаченной за рассмотрение дела судами трех инстанций.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.