05 октября 2022 г. |
Дело N А66-10775/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 02.09.2022 N 06-707),
рассмотрев 03.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гербера" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А66-10775/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гербера", адрес: 123308, Москва, 3-я Хорошевская ул., д. 2, стр. 1, пом. 1, эт. 6, оф. 9, ОГРН 1136952011547, ИНН 6950168965 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, адрес: 170043, г. Тверь, Октябрьский пр., д. 26, ОГРН 1066901031812, ИНН 6950000017 (далее - Инспекция), от 27.05.2021 N 4311 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 34 по г. Москве, адрес: 123308, Москва, пр. Маршала Жукова, д. 1, ОГРН 1047796991549, ИНН 7734110842 (далее - Инспекция N 34).
Решением суда от 29.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы считает, что оспариваемое решение Инспекции содержит недостоверные данные о фактических налоговых обязательствах Общества, поскольку вынесено на основании декларации и фактов, которые были изменены при подаче уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за I квартал 2020 года в Инспекцию N 34 по месту учета. При этом сведения, указанные в уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года, признаны Инспекцией N 34 достоверными. Поскольку уточненная налоговая декларация по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 3) подана Обществом 16.04.2021, то есть до даты вынесения оспариваемого решения Инспекции (27.05.2021), камеральная налоговая проверка по ранее поданной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года должна была быть прекращена.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество и Инспекция N 34 своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной 25.06.2020 Обществом уточненной налоговой декларация (корректировка 2) по НДС за I квартал 2020 года Инспекция составила акт от 09.10.2020 N 5946 и дополнение от 18.03.2021 N 25 к нему и вынесла решение от 27.05.2021 N 4311 о привлечении к налоговой ответственности.
Указанным решением Инспекции Обществу доначислено 5 255 500 руб. НДС, начислено 456 907,30 руб. пеней, 1 051 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для начисления указанных сумм послужили выводы налогового органа о необоснованности применения налоговых вычетов по НДС по хозяйственным операциям с обществом с ограниченной ответственностью "НЕК СИСТЕМ" (ИНН 9705139880) и обществом с ограниченной ответственностью ООО "Монтаж-Строй" (ИНН 9705110175).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 23.07.2021 N 08-11/216 решение Инспекции оставлено без изменения.
Указывая на исключение из налоговых вычетов по НДС счетов-фактур, оформленных ООО "НЕК СИСТЕМ" и ООО "Монтаж-Строй", и подачу 16.04.2021 уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировки N 3) в налоговый орган по месту учета, осведомленности Инспекции об указанных обстоятельствах, Общество посчитало, что указанное решение Инспекции содержит недостоверные данные о налоговых обязательствах Общества, поскольку камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (корректировка N 2), представленной Обществом 25.06.2020, должна была быть прекращена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установив, что уточненная налоговая декларация по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 3) представлена Обществом после составления акта камеральной налоговой проверки в отношении предыдущей уточненной декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировки N 2), то есть после завершения камеральной налоговой проверки предыдущей уточненной налоговой декларации, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 этого Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ срока, либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте камеральной налоговой проверки.
С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки.
Суды установили, что уточненная налоговая декларация по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 2) представлена Обществом 25.06.2020.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки указанной уточненной налоговой декларации (корректировки N 2) - до 25.09.2020.
По завершении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 2) Инспекция в соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ составила акт от 09.10.2020 N 5946, в котором указаны дата начала налоговой проверки - 25.06.2020 и дата окончания налоговой проверки - 25.09.2020.
После составления Инспекцией акта налоговой проверки от 09.10.2020 (получен налогоплательщиком 20.10.2020) Общество представило возражения от 09.11.2020 N 75419.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекция составила дополнение от 18.03.2021 N 25 к указанному акту проверки, которое получено Обществом 25.03.2021.
Уточненная налоговая декларация по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 3) представлена Обществом в Инспекцию N 34 (по месту учета) 16.04.2021, то есть после истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировки N 2), и по окончании такой камеральной налоговой проверки (25.09.2020), результаты которой отражены в акте от 09.10.2020 N 5946, и после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом представление 16.04.2021 Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 3) не было обусловлено выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы.
Поскольку уточненная налоговая декларация (корректировка N 3) Обществом представлена в налоговый орган после составления акта налоговой проверки (09.10.2020) и окончания камеральной налоговой проверки (25.09.2020), а также после проведения Инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля, оснований для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки ранее поданной налоговой декларации (корректировка N 2) по правилам пункта 9.1 статьи 88 НК РФ у Инспекции не имелось.
Доводы кассационной жалобы об обратном несостоятельны и основаны на неверном толковании действующего налогового законодательства.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права. Процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены (изменения) судебных актов суд округа не находит, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А66-10775/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гербера" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик оспорил решение налогового органа по камеральной проверке со ссылкой на то, что после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней им подана уточненная декларация, а значит, рассмотрение материалов камеральной проверки предыдущей декларации должно быть прекращено.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с мнением налогоплательщика.
По смыслу налогового законодательства налоговый орган обязан прекратить проверку предыдущей декларации лишь в случае, если уточненная декларация подана до окончания камеральной проверки.
Поскольку составление акта находится за рамками проверки, уточненная декларация подана после окончания проверки, рассмотрение материалов проверки не прекращается.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2022 г. N Ф07-12807/22 по делу N А66-10775/2021