05 октября 2022 г. |
Дело N А42-146/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Ситиматик" Хохолева А.В. (доверенность от 14.04.2022 N 51-80/2022),
рассмотрев 05.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного от 21.06.2022 по делу N А42-146/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик", адрес: 119435, Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, этаж 1, пом. IV, ком. 1-33, 35-53, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - АО "Ситиматик"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10 (далее - Административная комиссия), от 15.12.2021 по делу N 1008/07-05 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилцентр", адрес: 183025, г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, д. 9, каб. 6, ОГРН 1205100002216, ИНН 5190083555.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного от 21.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АО "Ситиматик", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы настаивает на том, что вывоз порубочных остатков не относятся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) и, как следствие, не входят в зону ответственности регионального оператора.
В судебном заседании представитель АО "Ситиматик" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.11.2021 в ходе обследования территории Октябрьского административного округа специалистами Управления Октябрьского административного округа города Мурманска выявлены порубочные остатки от обрезки зеленых насаждений в месте, предназначенном для накопления ТКО, расположенном у многоквартирного дома N 39 по ул. Академика Книповича в г. Мурманске (далее - МКД); отходы по составу соответствуют отходам, образующимся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками на территории МКД. Неосуществление региональным оператором вывоза указанных отходов в течение более 10 дней (первое обследование проведено 20.10.2021) квалифицировано проверяющими как нарушение требований пунктов 10.2.7.1, 10.2.7.2, 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства).
По факту выявленных нарушений заместитель начальника отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Октябрьского административного округа города Мурманска 03.12.2021 составил в отношении АО "Ситиматик" протокол N 26-11-03/672 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Протокол об административном правонарушении и материалы проверки переданы в Административную комиссию для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Постановлением Административной комиссии от 15.12.2021 по делу N 1008/07-05 АО "Ситиматик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, и ему назначено наказание в виде 125 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Ситиматик" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях АО "Ситиматик" состава вменяемого правонарушения, не усмотрел нарушений административным органом процедуры привлечения АО "Ситиматик" к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "Ситиматик" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 названной статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 данной статьи, влечет наложение административного на юридических лиц от 35 000 руб. до 300 000 руб.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 5.2.14.1 названных Правил контейнерная площадка это место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов (пункт 5.2.14.4 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил благоустройства).
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
Запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления (пункт 10.2.7.12 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судами двух инстанций установлено, что АО "Ситиматик" как региональный оператор, осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Мурманской области, и на него возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с Адресным перечнем мест накопления ТКО на территории муниципального образования г. Мурманск, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Мурманской области", контейнерная площадка около многоквартирного дома N 39/3 по улице Академика Книповича является общей для нескольких домов по названной улице: д. 35/1, д. 35/3, д. 39/3, д. 49/2.
Факт нарушения АО "Ситиматик" указанных требований установлен судами двух инстанций и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом от 02.11.2021, протоколом об административном правонарушении от 15.12.2021 N 1008/07-05.
Довод подателя жалобы о том, что порубочные остатки не относятся к ТКО и не подлежат вывозу региональным оператором, был предметом рассмотрения судов. Суды обоснованно отметили, что растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 относятся к разделу "отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0).
С учетом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание, что АО "Ситиматик" ранее привлекалось к административной ответственности за указанное нарушение, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды заключили о доказанности вины заявителя во вменяемом правонарушении.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не выявлено.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного от 21.06.2022 по делу N А42-146/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
...
Довод подателя жалобы о том, что порубочные остатки не относятся к ТКО и не подлежат вывозу региональным оператором, был предметом рассмотрения судов. Суды обоснованно отметили, что растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 относятся к разделу "отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0).
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного от 21.06.2022 по делу N А42-146/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2022 г. N Ф07-12023/22 по делу N А42-146/2022