06 октября 2022 г. |
Дело N А13-14378/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 05.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А13-14378/2021,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов - обособленного структурного подразделения дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта, адрес: 107174, Москва, муниципальный округ Басманный внутренняя территория города, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2021 N 34-330-3363/ПС о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение суда от 22.03.2022 и постановление от 17.06.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период 13-23.09.2021 на основании программы проверок и решения от 04.08.2021 N 34-330 управлением в отношении общества проведена выездная проверка соблюдения требований градостроительного законодательства, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства "Реконструкция моста I пути на 510 км ПК-7 участка Кошта - Вологда Северной железной дороги" по адресу: Вологодская область, п.Шексна, в ходе которой установлено, что общество в нарушение пункта 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатирует объект (движение по железнодорожному мосту поездов) в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, что отражено в акте от 23.09.2021 N 34-330-4225/А.
По данному факту управлением в отношении общества составлен протокол от 06.10.2021 N 34-330-3743/ПТ об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ, а постановлением от 26.10.2021 N 34-330-3363/ПС общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35, пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу общества не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере порядка осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства и ввода их в эксплуатацию.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), выражающееся в использовании объектов капитального строительства без разрешения на их ввод в эксплуатацию.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 9 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 254-ФЗ) предусмотрено, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 данной статьи.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации", вступившим в силу 22.12.2020 (далее - Правила N 2057).
При этом требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта также устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ).
Соответствующие требования и порядки утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35 "Об утверждении требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правил осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры", которое вступило в силу 03.02.2021.
Правилами N 2057, в том числе пунктом 3 Правил, регламентируется принятие решения о формировании комиссии с утверждением ее состава.
Пунктом 6 раздела II Правил N 2057 формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, предусмотрено, что председатель комиссии, заместитель председателя комиссии и ответственный секретарь комиссии определяются из числа представителей (уполномоченных лиц) лица, принявшего решение о формировании комиссии в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, организации, осуществляющей строительный контроль, а также представители органов внутренних дел Российской Федерации (в отношении комиссии, определяющей техническую готовность автомобильной дороги к временной эксплуатации).
Пунктом 14 Правил N 2057 предусмотрено, что комиссия при принятии решений в ходе подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации руководствуется положениями актов Правительства Российской Федерации, утверждаемых в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона N 254-ФЗ.
Согласно пункту 14 Правил решение комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации является основанием для временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры.
Согласно пункту 15 Правил решение комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации содержит следующие сведения: а) наименование линейного объекта инфраструктуры; б) наименование застройщика или технического заказчика; в) наименование лица, осуществляющего строительство; г) наименование организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры; д) срок временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры; е) предельная скорость движения транспортных средств.
При рассмотрении дела суды удостоверились в том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдано обществу разрешение от 16.11.2017 N 35-23-1199-2017МС на реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) "Реконструкция моста 1 пути на 510 км ПК 7 участка Кошта - Вологда Северной железной дороги", протяженностью 71,39 м, на земельных участках с кадастровыми номерами 35:23:0000000:0001, 35:23:0000000:0002 по адресу: Вологодская область, п. Шексна.
В ходе проверки установлена эксплуатация названного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что заявителем не опровергается. Общество полагает правомерным эксплуатацию объекта на основании акта от 30.12.2020 N ЦУКСнВ-50.
Вместе с тем, суды исследовав и оценив представленный в материалы дела Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.12.2020 N ЦУКСнВ-50, исходя из его буквального содержания, а также приведенных норм права, пришли к выводу, что он не соответствует Правилам N 2057, пунктам 2.11, 3.5, 3.6 СП 236.1326000.2015 Свода правил "Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта", пунктам 4.13, 4.14, 4.15 СП 119.13330.2017 Свод правил "Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95", утвержденного Приказом Минстроя России от 12.12.2017 N 1648/пр, так как составлен комиссией, состоящей из представителей различных подразделений общества; в нем отсутствуют сведения относительно срока временной эксплуатации объекта; не указана предельная скорость движения транспортных средств; в пункте 15 акта не указано в какой части разрешен ввод объекта; отсутствуют доказательства уведомления органа, выдавшего разрешение на строительство, организации, осуществляющей строительный контроль.
Иных документов, подтверждающих правомерность эксплуатации рассматриваемого объекта до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, обществом не представлено.
Фактически разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено обществом 23.11.2021.
При указанном положении, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии достаточных оснований для вывода о соблюдении обществом порядка подтверждения технической готовности к вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования и наличии в действиях общества события административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 упомянутого Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
Неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Проверив требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности, суды признали их соблюденными. Наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы общества об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 ПРК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А13-14378/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фактически разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено обществом 23.11.2021.
При указанном положении, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии достаточных оснований для вывода о соблюдении обществом порядка подтверждения технической готовности к вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования и наличии в действиях общества события административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 упомянутого Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
...
Неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Проверив требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности, суды признали их соблюденными. Наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А13-14378/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2022 г. N Ф07-14572/22 по делу N А13-14378/2021