05 октября 2022 г. |
Дело N А56-118912/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Савицкой И.Г.,
рассмотрев 05.10.2022 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А56-118912/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 09.12.2021 N 6269 о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2022, оспариваемое постановление изменено в части санкции, размер административного штрафа снижен до 30 000 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 решение суда первой инстанции отменено, заявление Учреждения удовлетворено, оспариваемое постановление ГАТИ признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение им обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 15.07.2022 и оставить в силе решение от 26.04.2022. По мнению подателя жалобы, именно на Учреждении, как на правообладателе земельного участка лежит обязанность по его содержанию, в том числе обязанность осуществлять мероприятия по содержанию постоянного ограждения. Таким образом, как полагает ГАТИ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности привлечения Учреждения к административной ответственности по вменяемой статье.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из обжалуемых судебных актов, 26.11.2021 специалистом ГАТИ проведен осмотр территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 63, лит. А, в ходе которого установлено правонарушение, выразившееся в нарушении требований к осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства - постоянного ограждения, размещенного в границах земельного участка.
По факту выявленного нарушения Инспекция составила в отношении Учреждения, как лица, которому принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, протокол от 26.11.2021 N 93870 об административном правонарушении, а постановлением от 09.12.2021 N 6269 признала Учреждение виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 11 статьи 20 Закона N 273-70, и назначила ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции поддержал позицию Инспекции о том, что именно Учреждение является лицом, уполномоченным на содержание объектов благоустройства и его элементов в границах принадлежащего ему земельного участка.
Апелляционный суд, напротив, пришел к выводу о недоказанности оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности.
В силу пункта 11 статьи 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 названной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Из положений указанной нормы, а также Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, не следует, что нахождение у Учреждения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования исключает наличие обязанности по содержанию спорного объекта у иного лица, наделенного таковой действующим законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с Правилами N 961 уполномоченным на содержание лицом может являться лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение N 1082), Минобороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) и подведомственных Минобороны организаций.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения N 1082 Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Минобороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения N 1082).
Так, приказом Минобороны от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - Приказ N 155) создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), которое включено в перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям (приложение N 2 к приказу Минобороны от 23.08.2016 N 520).
Согласно пункту 3 Приказа N 155 одной из основных задач ФГБУ "ЦЖКУ" является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры.
Приказом Минобороны от 30.12.2017 N 860 утверждено и введено в действие с 01.04.2018 Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил (далее - Руководство), определяющее общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
В абзаце втором пункта 2 Руководства определено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение - это вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя среди прочего техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт фасадов зданий и внутренних территорий и иных мест, находящихся на праве хозяйственного ведения, оперативного управления Вооруженных Сил.
Пункт 6 Руководства содержит перечень коммунально-эксплуатационных органов (организаций) Минобороны, к которым среди прочих отнесено ФГБУ "ЦЖКУ", основной целью деятельности которого является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил (пункт 13 устава ФГБУ "ЦЖКУ", утвержденного приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны от 03.03.2017 N 207).
В свою очередь, согласно пункту 6 Руководства заявитель (Учреждение) в число таких органов (организаций) не включен.
В соответствии с уставом Учреждения, утвержденным приказом директора Департамента военного имущества Минобороны от 29.12.2020 N 3133, указанное лицо наделено полномочиями по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, с целью реализации которых осуществляет в частности инвентаризацию и учет имущества Вооруженных Сил, контроль за его использованием и сохранностью, организацию торгов и сдачу в аренду в установленном порядке.
Исходя из изложенного, суд апелляционной интанции пришел к правильному выводу о том, что Учреждение не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, что исключает возможность производства в отношении указанного лица дела об административном правонарушении.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А56-118912/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Судья |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.