06 октября 2022 г. |
Дело N А05-10624/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Куприяновой Е.В., Пряхиной Ю.В.,
рассмотрев 06.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А05-10624/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Кондор", адрес: 163045, Архангельская область, город Архангельск, Талажское шоссе, дом 1, корпус 1, строение 6, ОГРН 1122901027281, ИНН 2901232554 (далее - Товарищество), о взыскании 229 350,53 руб. задолженности за услуги, оказанные региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января по декабрь 2020 года, 8 900,71 руб. неустойки за период с 02.01.2021 по 24.08.2021.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2022, иск удовлетворен частично: с Товарищества в пользу Общества взыскано 131 801,31 руб. основного долга и 5 919,19 руб. неустойки, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; иск удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы настаивает на том, что при расчете объема оказанных истцом ответчику услуг следует применять норматив накопления отходов, который действовал в спорный период.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области.
Общество приступило к выполнению своих обязательств с 01.01.2020.
Товарищество управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 102а.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 03.03.2020 N 1962/ТКО Общество, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, обязалось принимать ТКО в объеме и в месте, согласованных в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а Товарищество (потребитель) обязалось оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регоператора.
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, периодичность вывоза, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей определяются сторонами в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 5 договора датой начала оказания услуг является 01.01.2020.
На основании пункта 15 договора учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО.
В соответствии с постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.12.2019 N 86-в/1 предельный единый тариф на услуги регионального оператора (Общества) на 2020 год составляет 579,54 руб. за 1 куб. м, льготный тариф - 520 руб. за 1 куб. м.
Общество обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у Товарищества долга по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО за период с января по декабрь 2020 года
Суды удовлетворили иск частично.
Суд округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Как установлено судами, объем услуг определен истцом исходя из нормативов накопления, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 N 11п в редакции постановления от 09.08.2019 N 24п (2,77 куб. м на 1 проживающего в год).
Примененный истцом норматив, а также норматив, утвержденный замещающим актом (постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.01.2021 N 1п в размере 2,38 куб. м), признаны недействующими решениями Архангельского областного суда от 05.08.2020 по делу N 3а-328/2020 и от 20.04.2021 по делу N 3а-137/2021 с момента вступления этих решений в законную силу (13.01.2021 и 15.09.2021 соответственно).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269), в которых определен соответствующий порядок, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Как следует из указанных выше решений Архангельского областного суда, примененные истцом нормативы признаны недействующими, так как приняты с нарушением Правил N 269 - в связи с неправильным применением и округлением соответствующих замеров отходов, что влечет экономическую необоснованность оспариваемых нормативов.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Судами учтено, что в связи признанием недействующими указанных выше постановлений Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 N 11п и от 29.01.2021 N 1п в части норматива накопления отходов в многоквартирных домах, Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принято постановление от 14.09.2021 N 14п, которое, по сути, является замещающими нормативным правовым актом, который подлежит применению к спорным правоотношениям.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь названными положениями действующего законодательства и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, установив факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО, осуществив самостоятельный расчет задолженности с применением нормативов ТКО, суды удовлетворили иск частично.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А05-10624/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269), в которых определен соответствующий порядок, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
...
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2022 г. N Ф07-13947/22 по делу N А05-10624/2021