06 октября 2022 г. |
Дело N А42-491/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 06.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топресурс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А42-491/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Топресурс", адрес: 125315, Москва, Ленинградский пр., д. 66, корп. 2, кв. 133, ОГРН 1105190003203, ИНН 5190915500 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области, адрес: 184381, Мурманская обл., г. Кола, пр. Миронова, д. 13, ОГРН 1045100052249, ИНН 5105200020 (далее - Инспекция), от 18.08.2021 N 1149 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве, адрес: 125284, Москва, 2-й Боткинский пр-д, д. 8, стр. 1, ОГРН 1047714089048, ИНН 7714014428 (далее - Инспекция N 14).
Решением суда первой инстанции от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 05.03.2022 и постановление от 03.06.2022, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что срок для представления возражений на акт налоговой проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) надлежит исчислять с момента, когда налогоплательщик получил акт проверки, направленный Инспекцией в его адрес по телекоммуникационным каналам связи. Общество считает, что в рассматриваемом случае не имеется оснований исчислять указанный срок с даты получения заявителем акта проверки по почте, поскольку в таком случае датой получения акта является шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Помимо прочего Общество указывает, что 22.08.2021 подало в Инспекцию N 14 уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), что, по его мнению, следует расценивать как заявление возражений на акт проверки. По мнению подателя, поскольку им представлена уточненная налоговая декларация, в который исключены обстоятельства, установленные в акте проверки, Инспекция обязана была скорректировать его налоговые обязательства в карточке расчетов с бюджетом.
В суд кассационной инстанции 29.09.2022 поступило ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Заводская ул., д. 7, ОГРН 1045100211530, ИНН 5190132315 (далее - Управление), о замене Инспекции на процессуального правопреемника - Управление. В обоснование ходатайства налоговый орган указал, что деятельность Инспекции 29.08.2022 прекращена путем реорганизации в форме присоединения, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Руководствуясь частью 1 статьи 48 АПК РФ и приняв во внимание представленные документы, суд кассационной инстанции счел заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие. От Управления в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Инспекции от 18.08.2021 N 1149, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 29.06.2021 уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2019 года, налогоплательщику доначислено 4 268 600 руб. НДС, начислено 876 369 руб. 78 коп. пеней, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 3 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1 707 440 руб. штрафа.
Управление решением от 25.10.2021 N 278 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество, полагая, что налоговый орган при вынесении решения от 18.08.2021 N 1149 допустил нарушения, которые в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ являются безусловным основанием для отмены решения о привлечении к налоговой ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, не установив в ходе судебного разбирательства существенных нарушений установленного налоговым законодательством порядка проведения камеральных налоговых проверок и вынесения решений по ним, которые являются основанием для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Общество в период с 23.03.2000 по 31.07.2018 состояло на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, в период с 01.08.2018 по 15.07.2021 - в Инспекции, с 16.07.2021 поставлено на налоговый учет в Инспекции N 14.
Обществом 11.03.2021 была подана в Инспекцию вторая уточненная налоговая декларация по НДС за III квартал 2019 года. Получив уточненную налоговую декларацию по НДС, Инспекция начала проведение камеральной налоговой проверки, срок которой по решению от 30.04.2021 N 8 был продлен до 3-х месяцев в соответствии с положениями абзаца 5 пункта 2 статьи 88 НК РФ.
До окончания камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации, Общество, пользуясь правом, установленным статьей 81 НК РФ, представило в Инспекцию 10.06.2021 третью уточненную налоговую декларацию по НДС, в связи с чем налоговым органом в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 88 НК РФ проверка налоговой декларации от 11.03.2021 была прекращена и начата новая камеральная налоговая проверка третьей уточненной налоговой декларации.
Впоследствии, 29.06.2021, Обществом вновь представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за III квартал 2019 года с исчисленной к уплате в бюджет суммой налога в размере 2 788 087 руб.
Инспекция в соответствии с требованием абзаца 3 пункта 2 статьи 81 НК РФ проверку третьей уточненной налоговой декларации прекратила и начала новую камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2019 года от 29.06.2021.
В период с 29.06.2021 по 02.07.2021 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка четвертой уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.07.2021 N 2136.
Суды сочли, что заявленные Обществом аргументы о допущенных Инспекцией нарушениях при направлении акта проверки, повлекших, по мнению заявителя, несоблюдение срока на представление возражений на акт проверки и вынесения оспариваемого решения, опровергаются фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки, данная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ (пункт 5 статьи 88 НК РФ).
Из второго абзаца пункта 1 статьи 100 НК РФ следует, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В пункте 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено этим пунктом.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что уведомлением от 25.06.2021 N 1634, полученным Обществом, что не оспаривается заявителем, налогоплательщик был приглашен на подписание и получение акта проверки 05.07.2021. В назначенное время представитель Общества в налоговый орган не явился.
Исследуя обстоятельства соблюдения Инспекцией порядка вручения проверяемому лицу акта проверки и извещения его о времени и месте рассмотрения материалов проверки, судами установлено направление указанных документов 12.07.2021 заказным письмом по адресу места нахождения Общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Из распечатки отслеживания почтовых отправлений с сайта Почты России следует, что почтовое отправление, имеющее почтовый идентификатор 18438159053636, вручено Обществу 16.07.2021.
Кроме того, в связи с неявкой Общества на вручение акта 05.07.2021 Инспекция направила 12.07.2021 в адрес налогоплательщика акт проверки от 05.07.2021 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой от 06.07.2021 N 2603 по телекоммуникационным каналам связи, которые получены 20.07.2021.
После получения акта проверки 16.07.2021, в течение срока, установленного пунктом 6 статьи 100 НК РФ, Общество не представило возражения на акт проверки.
О рассмотрении материалов проверки 17.08.2021 в 16 час 00 мин Общество извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение от 06.07.2021 N 2603, полученное заявителем 16.07.2021 (по почте) и 20.07.2021 (по телекоммуникационным каналам связи).
Акт, материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены без участия представителя налогоплательщика, что усматривается из протокола от 17.08.2021 N 2509. 18.08.2018 Инспекцией принято решение N 1149 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ввиду наличия в материалах дела доказательств получения налогоплательщиком акта проверки 16.07.2021, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что срок на представление возражений на акт проверки в данном случае начинается течь на следующий день после даты вручения акты, т.е. с 17.07.2021.
Утверждение Общества о том, что окончательный срок для представления возражений налогоплательщиком должен исчисляться с 20.07.2021 (даты получения акта по телекоммуникационным каналам связи), поэтому следует считать, что Инспекция приняла оспариваемое решение до окончания срока представления возражений, само по себе не свидетельствует о нарушении существенных прав проверяемого налогоплательщика.
Факт получения акта проверки не оспаривается заявителем.
Материалами дела также подтверждается, что налогоплательщик заблаговременно был извещен о времени и месте рассмотрения Инспекцией материалов проверки.
Однако, получив акт проверки и будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения материалов проверки, Общество не направило своего представителя для участия в рассмотрении материалов с целью заявить свои объяснения относительно вмененных ему нарушений.
Фактическая реализация предоставленных прав зависит исключительно от волеизъявления налогоплательщика.
Каких-либо доказательств того, что у Общества возникли препятствия в реализации его права возражать против вменяемых правонарушений, представлять свои объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки, в том числе, в назначенную дату рассмотрения акта проверки, в материалах дела не содержится и в обжалуемых судебных актах не приведено.
Суды оценили и обоснованно отклонили утверждение подателя жалобы о том, что действия Инспекции по направлению акта проверки от 05.07.2021 и извещения от 06.07.2021 по телекоммуникационным каналам связи и по почте нарушают положения статей 23, 80 НК РФ, приказа Федеральной налоговой службы от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен названным Кодексом.
Абзаца второй пункта 5 статьи 100 НК РФ содержит указание на то, что в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
Применительно к рассматриваемой ситуации, суды пришли к правильному выводу о том, что направление Инспекцией акта и извещения по почте и телекоммуникационным каналам связи не ущемляет права налогоплательщика, а, наоборот, направлено на соблюдение гарантированных прав налогоплательщика, предоставленных ему Налоговым кодексом Российской Федерации при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы Общества о том, что Инспекцией нарушено его право на подачу возражений в порядке пункта 6 статьи 100 НК РФ, поскольку с учетом получения акта проверки 16.07.2021 (по почте) и 20.07.2021 (по телекоммуникационным каналам связи) создана ситуация, при которой налогоплательщику не была понятна дата, с которой следует исчислять месячный срок для представления возражений, не принимаются судом кассационной инстанции.
Разрешая спор, суды не установили обстоятельств, свидетельствующих о том, что несоблюдение налоговым органом требований законодательства о налогах и сборах привело к ситуации, при которой Общество было лишено возможности представить возражения на акт проверки и участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя.
Довод Общества о подаче им 22.08.2021 уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2019 года в Инспекцию N 14, являлся предметом рассмотрения судов и получил надлежащую оценку.
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ определено, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Судами установлено, что четвертая уточненная налоговая декларация представлена в Инспекцию 29.06.2021, последующая уточненная декларация представлена в Инспекцию N 14 только 22.08.2021, после окончания камеральной проверки уточненной декларации от 29.06.2021 и составления акта проверки от 05.07.2021 с отражением выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также после вынесения оспариваемого решения. На момент подачи в Инспекцию N 14 уточненной декларации Обществу было известно об окончании камеральной проверки. Более того, Обществу было известно о нарушениях, выявленных Инспекцией, однако оно не заявило мотивированных возражений относительно обстоятельств, изложенных в акте проверки. Подача уточненной декларации после даты окончания налоговой проверки и после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не свидетельствует о незаконности оспоренного решения Инспекции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 48 и 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области на Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области.
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А42-491/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топресурс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к рассматриваемой ситуации, суды пришли к правильному выводу о том, что направление Инспекцией акта и извещения по почте и телекоммуникационным каналам связи не ущемляет права налогоплательщика, а, наоборот, направлено на соблюдение гарантированных прав налогоплательщика, предоставленных ему Налоговым кодексом Российской Федерации при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы Общества о том, что Инспекцией нарушено его право на подачу возражений в порядке пункта 6 статьи 100 НК РФ, поскольку с учетом получения акта проверки 16.07.2021 (по почте) и 20.07.2021 (по телекоммуникационным каналам связи) создана ситуация, при которой налогоплательщику не была понятна дата, с которой следует исчислять месячный срок для представления возражений, не принимаются судом кассационной инстанции.
...
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ определено, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2022 г. N Ф07-13771/22 по делу N А42-491/2022