10 октября 2022 г. |
Дело N А26-1146/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 02.02.2022 N 54-Д),
рассмотрев 05.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А26-1146/2021,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Норд Интер Хауз", адрес: 191024, Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 10, лит. А, пом. 6Н, ОГРН 1021000992352, ИНН 1012000328 (далее - Общество, ЗАО "Норд Интер Хауз"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решений Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), изложенных в письмах от 11.11.2020 N 17378/МПРиЭ-и, от 26.11.2020 N 18156/МПРиЭ-и, N 18157/МПРиЭ-и, N 18158/МПРиЭ-и, от 14.12.2020 N 19249/МПРиЭ-и, от 26.12.2020 N 20091/МПРиЭ-и, в части отказа в предоставлении недоиспользованного объема древесины, а также о понуждении Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2021 решение от 06.04.2021 и постановление от 10.08.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты. Представитель Министерства в судебном заседании уточнил просительную часть жалобы просьбой направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, отказывая Обществу в предоставлении недоиспользованного объема древесины в 2020 году по причине отсутствия свободного объема расчетной лесосеки, Министерство исходило из официальной информации, установленной нормативно-правовыми актами - лесохозяйственными регламентами Лахденпохского и Сортавальского лесничеств. Министерство настаивает на том, что испрашиваемый Обществом недоиспользованный объем древесины за счет лимита использования леса, ранее определенного именно для ЗАО "Норд Интер Хауз", не может быть предоставлен заявителю по причине "имеющегося "дефицита древесины" на территории южных лесничеств Республики Карелия - Лахденпохского и Сортавальского лесничеств в связи с интенсивным осуществлением лесозаготовки на данной территории.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ЗАО "Норд Интер Хауз" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Норд Интер Хауз" на основании договоров аренды от 15.12.2008 N 36-з, 37-з, 38-з, 39-з арендует лесные участки, являющиеся частями земельного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:24, расположенного на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, а по договору аренды от 15.12.2008 N 40-з - лесной участок, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:000000:015, расположенного на территории Сортавальского муниципального района Республики Карелия.
Арендодателем по указанным договорам является Министерство.
В соответствии с пунктом 1.4 названных договоров лесные участки предоставлены Обществу в целях заготовки древесины.
Годовой объем разрешенного использования лесов приведен в приложениях N 3 к договорам.
В период с 2017 по 2019 годы установленный указанными договорами объем заготовки древесины Обществом был использован не в полном объеме, при этом платежи произведены независимо от фактического объема изъятой древесины в соответствии с условиями договоров.
В 2020 году изъятие древесины осуществлено Обществом полностью в объеме, установленном договорами аренды.
Руководствуясь пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), ЗАО "Норд Интер Хауз" направило в Министерство заявление о предоставлении в 2020 году дополнительного объема древесины на арендуемых участках лесного фонда за счет недоиспользованного объема изъятия лесных ресурсов в 2017 - 2019 годах.
Решениями, оформленными письмами от 11.11.2020 N 17378/МПРиЭ-и, от 26.11.2020 N 18156/МПРиЭ-и, N 18157/МПРиЭ-и, N 18158/МПРиЭ-и, от 14.12.2020 N 19249/МПРиЭ-и, от 26.12.2020 N 20091/МПРиЭ-и, Министерство отказало Обществу в предоставлении недоиспользованного объема древесины за 2017 - 2019 годы по причине недопущения превышения установленной расчетной лесосеки по лесничеству, в частности:
- по договору N 36-з в полном объеме;
- по договору N 37-з в объеме 8,8 тыс. куб. м;
- по договору N 38-з в объеме 54,2 тыс. куб. м;
- по договору N 39-з в объеме 2,3 тыс. куб. м;
- по договору N 40-з в объеме 8,8 тыс. куб. м.
Не согласившись с указанными решениями Министерства, ЗАО "Норд Интер Хауз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как указали суды, в силу пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 474 (действовавших в рассматриваемый период) заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.
При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.
Таким образом, как верно указали суды, для заготовки дополнительного объема древесины в текущем году лицо, использующее леса для этих целей, должно полностью использовать установленный на текущий год объем изъятия древесины.
Судами установлено и Министерством не отрицается наличие не освоенного ЗАО "Норд Интер Хауз" объема изъятия древесины, установленного в 2017 - 2019 годах. Арендная плата за указанный период внесена в полном объеме, исходя из всего установленного Обществу годового объема заготовки древесины. Также Министерство подтвердило и соблюдение заявителем условия полного использования установленного на 2020 год объема изъятия древесины.
В силу изложенного суды обоснованно заключили о том, что Министерство неправомерно отказало ЗАО "Норд Интер Хауз" в согласовании выделения в 2020 году дополнительного объема древесины на арендуемых участках лесного фонда за счет недоиспользованной расчетной лесосеки в 2017 - 2019 годах.
Довод Министерства об отсутствии свободных объемов изъятия древесины для предоставления Обществу был предметом рассмотрения судов и отклонен ими.
Суд первой инстанции указал, что такой документ, как расчетная лесосека, установленная в качестве приложения к Лесохозяйственному регламенту Лахденпольского лесничества Республики Карелия, в материалах дела отсутствует; допустимых доказательств, опровергающих требования заявителя, Министерство не представило и требование суда о предоставлении пояснений не исполнило (несмотря на неоднократное отложение судебных заседаний). Учитывая пассивную позицию ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что сравнительный анализ сведений, содержащихся в расчетной лесосеке соответствующего лесничества, и суммарного объема заготовки древесины в лесничестве Министерством не проводился, и, отметив отсутствие документов, свидетельствующих об обратном, признал требования Общества обоснованными.
Министерством совместно с апелляционной жалобой были представлены в материалы дела дополнительные документы, которые были приняты и оценены апелляционным судом. Как указала апелляционная инстанция, представленные выкопировки из лесохозяйственных регламентов соответствующих лесничеств, содержащие общие сведения о расчетных лесосеках, и ничем не подтвержденная информация в виде таблиц по использованию лесосеки не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими довод Министерства об отсутствии свободных объемов изъятия древесины в пределах расчетной лесосеки лесничеств.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А26-1146/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2021 решение от 06.04.2021 и постановление от 10.08.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
...
Как указали суды, в силу пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 474 (действовавших в рассматриваемый период) заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2022 г. N Ф07-13573/22 по делу N А26-1146/2021
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13573/2022
16.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10061/2022
22.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1146/2021
07.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15185/2021
10.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17375/2021
06.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1146/2021