12 октября 2022 г. |
Дело N А56-106570/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Новикова А.В. (доверенность от 30.12.2021), от жилищно-строительного кооператива N 508 Сметанина А.Л. (доверенность от 01.10.2021),
рассмотрев 10.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 508 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2022 по делу N А56-106570/2021,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 508, адрес: 195269, Санкт-Петербург, Учительская ул., д. 12, к. 1, ОГРН 1027802509569, ИНН 7804018297 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), от 08.10.2019 N 07/21/970-р.
Решением суда от 22.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2022, Кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы не согласен с позицией судов о возможности Кооператива инициировать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД). Кооператив полагает неправомерными ссылки на отсутствие в жилищном законодательстве прямого запрета на такое инициирование и указывает, что он не является собственником помещений МКД и осуществляет свою деятельность по управлению домом без заключения договора управления и соответствующей лицензии.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения, считая законными и обоснованными обжалуемые судебные акты.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам внеплановой документарной проверки Инспекцией 11.05.2021 выдано предписание N 07/21/422-р об устранении до 01.10.2021 выявленных нарушений, допущенных Кооперативом при управлении МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Учительская ул., д. 12, корп. 1, лит. А.
С целью проверки ранее выданного предписания на основании распоряжения от 07.10.2021 N 07/21/970-р Инспекция провела очередную внеплановую выездную проверку, по итогам которой зафиксировала в акте от 08.10.2021 N 07/21/970-р факт неисполнения Кооперативом в полном объеме требований предписания от 11.05.2021 N 07/21/422-р. В частности установлено, что с ноября 2020 года в выставляемых собственникам помещений счетах-квитанциях при расчетах платы за услугу "Лифт" применяется новый тариф, который не был изначально согласован с общим собранием членов кооператива, перечень работ и услуг общим собранием собственников не утвержден, общие собрания собственников помещений в МКД в 2019 и 2020 годах не проводились. На общем собрании членов Кооператива (в период с 30.05.2021 по 06.06.2021) утверждена смета доходов и расходов с установлением размера обязательных платежей и взносов, связанных с управлением домом, применяемые с ноября 2020 года тарифы, в том числе на услугу "лифт" в размере 4,09 руб. Однако, перечень работ и услуг, условий их оказания и выполнения, с указанием размера их финансирования для утверждения собственниками помещений МКД на их общем собрании Кооперативом не представлялся.
Предписанием от 08.10.2022 N 07/21/970-р Инспекция обязала Кооператив в срок до 01.01.2022 устранить нарушения требований пунктов 17 и 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 5 - 8 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Порядок N416), путем представления собственникам помещений в МКД для утверждения на их общем собрании спорного перечня работ и услуг.
Не согласившись с предписанием Инспекции, Кооператив обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об обоснованности и исполнимости оспариваемого предписания.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать (пункт 1); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2); управление управляющей организацией (пункт 3).
В силу части 5 статьи 154 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива. (часть 8 статьи 156 ЖК РФ).
В силу пункта 17 Правил N 491 собственники помещений в МКД обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил N 416 к стандартам управления относится подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности; подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов.
Пунктом 33 Правил N 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35 Правил N 491).
Согласно пункту 5 Правил N 416 проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в МКД для утверждения в зависимости от способа управления таким домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 8 Правил N 416).
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что смета доходов и расходов Кооператива утверждена общим собранием его членов без представления Кооперативом спорного перечня работ и услуг для утверждения общему собранию собственников помещений в МКД.
Согласно Уставу Кооператива, целью его деятельности является управление МКД (пункт 2.1). В силу пункта 5.2 Устава Кооператив обязан осуществлять управление МКД самостоятельно, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. Предметом деятельности Кооператива (помимо прочего) является обеспечение выполнения собственниками помещений Правил пользования жилыми и нежилыми помещениями, местами общего пользования и придомовой территорией, а также исполнения указанными собственниками своих обязанностей по участию в общих расходах Кооператива на содержание общего имущества в МКД в виде платы за содержание и ремонт такого имущества (т.д. 1, л. 56-61).
Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в МКД посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает баланс прав и интересов всех собственников помещений в МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; оно проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. В силу части 1 статьи 45 данного Кодекса собственники обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание, а для обеспечения оптимальных условий формирования их общей воли в целях управления многоквартирным домом помимо обязательного ежегодного собрания частью 2 той же статьи предусмотрена возможность проведения внеочередного, которое может быть созвано по инициативе любого из них.
Суды констатировали, что при утверждении спорной сметы доходов и расходов Кооператив допустил нарушения пунктов 17, 35 Правил N 491 и пунктов 5-8 Правил N 416, и признали, что оспариваемое предписание Инспекции отвечает критериям определенности и исполнимости, не нарушая права и законные интересы заявителя.
Таким образом, применительно к части 3 статьи 201 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Кооперативом требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Кооператива были рассмотрены судами и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах. Несогласие подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций не означает, что судами неправильно применены нормативные положения.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
При подаче кассационной жалобы Кооператив уплатил государственную пошлину по платежному поручению от 22.07.2022 N 294 в размере 3000 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в силу статьи 104 АПК РФ подлежит возврату подателю жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2022 по делу N А56-106570/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 508 - без удовлетворения.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу N 508 (ОГРН 1027802509569, ИНН 7804018297) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 22.07.2022 N 294.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; оно проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. В силу части 1 статьи 45 данного Кодекса собственники обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание, а для обеспечения оптимальных условий формирования их общей воли в целях управления многоквартирным домом помимо обязательного ежегодного собрания частью 2 той же статьи предусмотрена возможность проведения внеочередного, которое может быть созвано по инициативе любого из них.
Суды констатировали, что при утверждении спорной сметы доходов и расходов Кооператив допустил нарушения пунктов 17, 35 Правил N 491 и пунктов 5-8 Правил N 416, и признали, что оспариваемое предписание Инспекции отвечает критериям определенности и исполнимости, не нарушая права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2022 г. N Ф07-14463/22 по делу N А56-106570/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14463/2022
10.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13297/2022
22.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-106570/2021