13 октября 2022 г. |
Дело N А56-61152/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от акционерного общества "Бугры" Румянцева О.С. (доверенность от 20.08.2021), от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Колиниченко Е.В. (доверенность от 26.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Бугры" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А56-61152/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Бугры", адрес: 188660, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., д. 33А, ОГРН 1034700557330, ИНН 4703003612 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными изложенных в письмах от 08.04.2021 N 1557/4.0-03, от 15.04.2021 N 4770/1.0-15, от 15.04.2021 N 5424/1.0-15, от 07.07.2021 N 10804/1.0-15 решений администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, адрес: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640 (далее - Администрация), об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:186, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании Общества, а также об обязании Администрации в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 9069 кв.м, 13 526 кв.м, 1054 кв.м, 144 кв. м, 705 кв.м, 2282 кв.м, 3179 кв.м, 173 кв.м, 669 кв.м, 397 кв.м 10 003 кв.м, 10 011 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 16 309 кв.м, 1539 кв.м соответственно, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский р-н, Бугровское с.п., образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:186.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 решение изменено, признано незаконным выраженное в письме от 07.07.2021 N 10804/1.0-15 решение Администрации в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 16 309 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Бугровское с.п., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:186; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 31.05.2022 в той части, в которой заявителю отказано в удовлетворении его требований, оставить в силе решение от 13.10.2021.
Апелляционный суд, по мнению подателя жалобы, не учел, что спорные земельные участки образуются в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:186; необоснованно применил положения части 1 статьи 3 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 107-ОЗ) применительно к отношениям по образованию земельных участков 669 кв.м, 397 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 1539 кв.м, и требования Правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) к отношениям по образованию иных участков.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Кадастровая палата извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлениями от 26.02.2021, 18.03.2021, 26.03.2021, 10.06.2021 о предварительном согласовании предоставления и об утверждении схем расположения земельных участков площадью 9069 кв.м, 13 526 кв.м, 1054 кв.м, 144 кв.м, 705 кв.м, 2282 кв.м, 3179 кв.м, 173 кв.м, 669 кв.м, 397 кв.м, 10 003 кв.м, 10 011 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 16 309 кв.м, 1539 кв.м на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:186, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Бугровское с.п.
Администрация со ссылкой на положения пункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказала Обществу в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории:
- письмом от 08.04.2021 N 1557/4.0-03 - в отношении земельного участка площадью 9069 кв.м в связи с отсутствием испрашиваемого вида разрешенного использования в утвержденных ПЗЗ, а также в связи с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона канализационной сети);
- письмом от 15.04.2021 N 4770/1.0-15 в отношении земельного участка площадью 13 526 кв.м в связи с нахождением земельного участка в зоне сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент в отношении которой не установлен, а также в связи с нахождением земельного участка на землях, имеющих двойной учет и направлением схемы в ЛОГКУ "Ленобллес" на согласование;
- письмом от 15.04.2021 N 5424/1.0-15 в отношении земельного участка площадью 1054 кв. м в связи с отсутствием испрашиваемого вида разрешенного использования в утвержденных ПЗЗ; в отношении земельных участков площадью 144 кв.м, 705 кв.м, 2282 кв.м, 3179 кв.м, 173 кв.м в связи с нахождением испрашиваемых участков в составе территориальной зоны ТИ (зона автомобильных дорог), где отсутствует испрашиваемый вид разрешенного использования и зоны с особыми условиями использования территории: придорожная полоса автомобильной дороги, санитарный разрыв от кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), а также в связи с тем, что участки не соответствуют проекту планировки и проекту межевания территории, утвержденных распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительства Ленинградской области от 21.03.2016 N 161;
- письмом от 07.07.2021 N 10804/1.0-15 в отношении земельных участков площадью 669 кв.м, 397 кв.м, 10 003 кв.м, 10 011 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 16 309 кв.м, 1539 кв.м в связи с отсутствием испрашиваемого вида разрешенного использования в утвержденных ПЗЗ, а также ввиду того, что площадь пяти земельных участков (669 кв.м, 397 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 1539 кв.м) не соответствуют положениям Закона N 107-ОЗ.
Полагая указанные решения Администрации об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции удовлетворил посчитал требования Общества обоснованными, указав на непредставление Администрацией доказательств несоответствия схемы расположения земельных участков действующему законодательству.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, изменил решение, удовлетворил заявление только в части, касающейся образования земельного участка площадью 16 309 кв.м; применительно к иным представленным заявителем схемам посчитал, что в их утверждении Администрацией отказано правомерно.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление не подлежит отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 названного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как указано в пункте 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 16 той же статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 той же статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6); не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Согласно пункту 1 той же статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 ЗК РФ).
Как установил суд апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в отношении земельного участка площадью 13 526 кв.м согласно сведениям, представленным филиалом ЛОГКУ "Ленобллес", выявлено пересечение с границами лесного участка Всеволожского сельского участкового лесничества с условным номером 47-00-30/2004-2.
Согласно представленной заявителем выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 27.09.2021 (т.д. 2, л. 171-181) земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:186, из которого образуются спорные участки, учтен как относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При таком положении суд апелляционной инстанции обоснованно учел установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и части 1 статьи 3 Закона N 107-ОЗ требования к образуемым земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения из числа сельхозугодий.
Апелляционный суд также установил несоответствие представленных Обществом схем расположения земельных участков проекту планировки и проекту межевания территории, утвержденному распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 21.03.2016 N 161, требованиям ПЗЗ (применительно к земельным участкам, на которые распространяются требования градостроительных регламентов).
Применительно к конкретным установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, суд, руководствуясь положениями статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых заявителем отказов Администрации в утверждении схем расположения земельных участков площадью 9069 кв.м, 13 526 кв.м, 1054 кв.м, 144 кв.м, 705 кв.м, 2282 кв.м, 3179 кв.м, 173 кв.м, 669 кв.м, 397 кв.м, 10 003 кв.м, 10 011 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 1539 кв.м действующему законодательству, и правомерно отказал в удовлетворении заявления в части, касающейся этих земельных участков.
Доводы подателя жалобы об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:186 отклоняются судом кассационной инстанции как не подтвержденные доказательствами. Кроме того на такие обстоятельства Общество при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не ссылалось.
В отношении участка площадью 16 309 кв.м, отказ в утверждении схемы расположения которого признан апелляционным судом незаконным, постановление от 31.05.2022 не обжалуется, и возражений при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не заявлено.
Учитывая изложенное предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А56-61152/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Бугры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленной заявителем выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 27.09.2021 (т.д. 2, л. 171-181) земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:186, из которого образуются спорные участки, учтен как относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При таком положении суд апелляционной инстанции обоснованно учел установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и части 1 статьи 3 Закона N 107-ОЗ требования к образуемым земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения из числа сельхозугодий.
...
Применительно к конкретным установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, суд, руководствуясь положениями статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых заявителем отказов Администрации в утверждении схем расположения земельных участков площадью 9069 кв.м, 13 526 кв.м, 1054 кв.м, 144 кв.м, 705 кв.м, 2282 кв.м, 3179 кв.м, 173 кв.м, 669 кв.м, 397 кв.м, 10 003 кв.м, 10 011 кв.м, 836 кв.м, 3989 кв.м, 1539 кв.м действующему законодательству, и правомерно отказал в удовлетворении заявления в части, касающейся этих земельных участков.
...
В отношении участка площадью 16 309 кв.м, отказ в утверждении схемы расположения которого признан апелляционным судом незаконным, постановление от 31.05.2022 не обжалуется, и возражений при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не заявлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2022 г. N Ф07-13722/22 по делу N А56-61152/2021