13 октября 2022 г. |
Дело N А21-14141/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,
при участии от Калининградской областной таможни Юшкевич Е.М. (доверенность от 24.12.2021 N 58),
рассмотрев 13.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А21-14141/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МаксиФиш", адрес: 236008, Калининград, ул. Тельмана, д. 48Б, оф. 38, ОГРН 1183926037217, ИНН 3906374667 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), о признании незаконными и отмене постановлений от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1780/2021, 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в общем размере 650 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2022 признаны незаконными и отменены постановления таможенного органа от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.06.2022 решение от 22.03.2022 изменено, признаны незаконными и отмены постановления таможенного органа от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021, в удовлетворении остальной части требований Общества отказано, постановления Таможни от 16.12.2021 N 10012000-1780/2021, от 14.12.2021 N 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 признаны не подлежащими исполнению в части размера штрафа, превышающего 25 000 руб. по каждому.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит изменить решение от 22.03.2022 и постановление от 17.06.2022, принять по данному делу новый судебный акт - о признании законными постановлений таможенного органа от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно сочли, что оспариваемые постановления вынесены за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку указанный срок согласно диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ начинает течь с даты представления статистической формы учета в таможенный орган (23.09.2021), следовательно, по состоянию на 14.12.2021 и 16.12.2021 срок давности не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятые по данному делу решение и постановление в обжалованной таможенным органом части законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы Таможни и возражений Общества.
Как видно из материалов дела, Общество 23.09.2021 представило в таможенный орган в электронном виде статистические формы учета перемещения товаров с системными номерами 10012000/260921/С307007, 10012000/230921/С307036, 10012000/230921/С307035, 10012000/230921/С30733, 10012000/230921/С307034,10012000/290321/С306707,10012000/230921/С307032, 10012000/230921/С307031 за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года. В данных формах содержалась информация о совершенных между Обществом и компанией "Аква Пром" (Кыргызстан) операциях по реализации товаров в рамках договоров от 05.05.2020 N 05/05/2020, от 27.03.2020 N 27/03/2020 по счетам-фактурам от 02.07.2020, от 21.07.2020, от 05.08.2020, от 26.08.2020, от 27.07.2020, от 03.09.2020, от 23.09.2020, от 23.10.2020, от 20.11.2020, от 04.11.2020.
С учетом пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), Общество должно было представить статистические формы учета перемещения товаров за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года не позднее 14.08.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 16.11.2020, 14.12.2020 соответственно. Однако статистические формы учета перемещения товаров представлены Обществом 23.09.2021, т.е. с нарушением установленного Правилами N 891 срока ее представления.
В связи с допущенным нарушением Таможня 30.11.2021 составила в отношении Общества восемь протоколов об административном правонарушении, квалифицировав его действия по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в общем размере 400 000 руб.
Считая постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, вместе с тем посчитал срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановлений от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, 10012000-1782/2021, 10012000-1784/2021, 10012000-1785/2021, 10012000-1786/2021 пропущенным, в связи с чем частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, установив, что судом в мотивировочной и резолютивной частях решения от 22.03.2022 допущены ошибки в номерах постановлений таможенного органа, которые вынесены за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Правил N 891, суд апелляционной инстанции подтвердил факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Однако суд отменил постановления Таможни от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021, установив на момент их вынесения пропуск срока давности привлечения Общества к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 14.08.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 16.11.2020, 14.12.2020 - даты совершения административного правонарушения, выразившегося в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 данных Правил.
С учетом названного пункта Правил N 891 статистическая форма учета перемещения товаров за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года должна была быть представлена Обществом не позднее 14.08.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 16.11.2020, 14.12.2020 соответственно.
Материалами дела подтверждается факт представления Обществом в таможенный орган в электронном виде 23.09.2021 статистической формы учета перемещения товаров за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Учтя установленные по делу обстоятельства, в том числе повторность совершения заявителем спорного правонарушения, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года являлось 14.08.2020, 14.09.2020, 14.10.2020, 16.11.2020, 14.12.2020 соответственно, вследствие чего годичный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 15.08.2020, 15.09.2020, 15.10.2020, 17.11.2020, 15.12.2020 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек по состоянию на дату вынесения оспариваемых постановлений.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату принятия постановлений от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021 Общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал незаконными постановления Таможни от 14.12.2021 N 10012000-1769/2021, 10012000-1770/2021, 10012000-1772/2021, 10012000-1773/2021, 10012000-1775/2021, 10012000-1776/2021, от 16.12.2021 N 10012000-1779/2021, 10012000-1778/2021.
Иная оценка таможенным органом установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении апелляционным судом норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, им правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А21-14141/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
...
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2022 г. N Ф07-14195/22 по делу N А21-14141/2021