13 октября 2022 г. |
Дело N А56-112963/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 13.10.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А56-112963/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Герофарм", адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 9, ОГРН 1027810343417, ИНН 7826043970 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни, адрес: 109028, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), от 18.11.2021 N 10009000-1817/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.06.2022, признано незаконным и отменено оспариваемое постановление таможенного органа в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 16.02.2022 и постановление от 02.06.2022, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, Общество представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период с 01.03.2019 по 31.03.2019 с нарушением установленного срока более чем на 2 года. По мнению Таможни, применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в противоправных действиях по подаче таких сведений с нарушением установленного срока, поэтому датой совершения спорного правонарушения является дата фактического исполнения обязанности по представлению статистической формы учета в таможенный орган. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за спорное правонарушение начинает течь с момента представления соответствующей статистической формы в таможенный орган, в данном случае с 06.05.2021.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 06.05.2021 представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, содержащую сведения о поступивших из Республики Казахстан в адрес Общества в марте 2019 года товарах на основании договора от 21.11.2018 N 548 по счету-фактуре (инвойсу) от 18.03.2019 N 76.
В соответствии с пунктом 7 действовавших до 23.07.2020 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила N 1329), Общество должно было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров в срок до 10.04.2019 (включительно).
Согласно пункту 9 новых Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891) и действующих с 24.07.2020, этот срок увеличен с 8 рабочих дней до 10 рабочих дней соответствующего календарного месяца.
По факту несвоевременного представления Обществом статистической формы учета перемещения товаров за март 2019 года Таможня 28.10.2021 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10009000-1817/202, квалифицировав его действия по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 18.11.2021 N 10009000-1817/2021 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Правил N 1329 и N 891, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Однако суды отменили оспариваемое постановление, установив на момент его вынесения пропуск срока давности привлечения Общества к административной ответственности. При этом суды исходили из того, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 12.04.2019 - даты совершения административного правонарушения, выразившегося в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, последним днем срока привлечения к административной ответственности является 12.04.2020.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил N 1329).
В пункте 7 Правил N 1329 указано, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные положения установлены в Правилах N 891, в пункте 9 которых указано, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Материалами дела подтверждается факт представления Обществом в таможенный орган в электронном виде 06.05.2021 статистической формы учета перемещения товаров за март 2019 года с системным номером ED20210506134647815 с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Учтя установленные по делу обстоятельства, в том числе повторность совершения заявителем спорного правонарушения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 12.04.2019, вследствие чего с 13.04.2019 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 13.04.2019 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, который истек 12.04.2020, поэтому привлечение Общества к ответственности 18.11.2021 незаконно.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого постановления Общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали незаконным оспариваемое постановление Таможни.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А56-112963/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
...
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2022 г. N Ф07-13476/22 по делу N А56-112963/2021