13 октября 2022 г. |
Дело N А56-118220/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Серовой В.К.,
рассмотрев 10.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А56-118220/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Град", адрес: 238522, Калининградская область, Гурьевский район, поселок Ласкино, Солнечная улица, дом 17, квартира 1, ОГРН 1143926019600, ИНН 3906326582 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности или отсутствии денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), 42 880 руб. 45 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2020 - июнь 2021 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податели кассационной жалобы указывают следующее: Общество оказало услуги без размещения государственного заказа, договор на управление жилым домом Обществом и Учреждением на спорный период не заключен; взыскание платы в отсутствие заключенного государственного контракта дает возможность недобросовестным исполнителям работ и государственным (муниципальным) заказчикам приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); Учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как среди видов его деятельности отсутствует обязанность оплачивать предъявленную к взысканию задолженность; лимиты бюджетных средств на предъявленную к взысканию задолженность не доводятся; функция по оплате жилищно-коммунальных услуг возложена Министерством на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление).
До судебного заседания в кассационный суд от Общества поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
Стороны по делу о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в октябре 2020 - июне 2021 года Общество осуществляло управление многоквартирным домом 9 по Центральной улице в поселке Сосновка Гурьевского района Калининградской области (далее - МКД).
В претензии от 01.10.2021 N 812 Общество, сославшись на то, что Учреждение является балансодержателем МКД, просило Учреждение и Министерство погасить задолженность за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в октябре 2020 - марте 2021 года (квартира N 5 в МКД) и в октябре 2020 - июне 2021 года (квартиры N 11, 15, 16 в МКД).
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Установив факты оказания Обществом жилищно-коммунальных услуг и их неоплаты Учреждением, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Из части 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; далее - БК РФ).
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили, что факт оказания Обществом в спорный период коммунальных услуг подтвержден материалами дела, спорные квартиры принадлежат на праве оперативного управления Учреждению, доказательств оплаты оказанных Обществом услуг не представлено.
Указанные выводы судов подателями кассационной жалобы не опровергнуты, возражений по расчету не представлено.
Довод подателей кассационной жалобы о том, что услуги оказаны в отсутствие государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.
Данная правовая позиция сформирована в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Таким образом, обязательство собственника помещения в здании по оплате коммунальных услуг возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
В связи с изложенным кассационный суд отклоняет довод подателей кассационной жалобы об отсутствии заключенного договора на управление жилым домом и нарушение положений Закона N 44-ФЗ.
Доказательства закрепления спорных помещений на праве оперативного управления за Управлением либо принятия Управлением на себя обязательств по внесению платы за содержание спорных помещений в материалы дела не представлены. В такой ситуации в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанность по внесению платы лежит на Учреждении.
Так как факт оказания Обществом жилищно-коммунальных услуг установлен судами, доказательства их оплаты Учреждение не представило, суды удовлетворили иск.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не учли, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 по делу N А56-61398/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 и постановлением Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 21.04.2022, с Учреждения и Министерства как субсидиарного ответчика в пользу Общества взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в октябре - декабре 2020 года (квартиры N 5, 11, 15, 16 в МКД).
Таким образом, и в настоящем деле, и в деле N А56-61398/2021 с Учреждения и Министерства в пользу Общества за октябрь - декабрь 2020 года взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в отношении одних и тех же квартир.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 этого Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного кассационная инстанция считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты.
Поскольку в силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой или апелляционной инстанции в решении или постановлении, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить обоснованность иска по размеру и с учетом установленных обстоятельств принять законный и обоснованный судебный акт, распределив между сторонами судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А56-118220/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином судебном составе.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства закрепления спорных помещений на праве оперативного управления за Управлением либо принятия Управлением на себя обязательств по внесению платы за содержание спорных помещений в материалы дела не представлены. В такой ситуации в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанность по внесению платы лежит на Учреждении.
Так как факт оказания Обществом жилищно-коммунальных услуг установлен судами, доказательства их оплаты Учреждение не представило, суды удовлетворили иск.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не учли, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 по делу N А56-61398/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 и постановлением Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 21.04.2022, с Учреждения и Министерства как субсидиарного ответчика в пользу Общества взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в октябре - декабре 2020 года (квартиры N 5, 11, 15, 16 в МКД).
...
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 этого Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2022 г. N Ф07-14154/22 по делу N А56-118220/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11737/2024
07.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40485/2023
24.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-118220/2021
13.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14154/2022
14.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12552/2022
27.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-118220/2021