13 октября 2022 г. |
Дело N А05-781/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 12.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по делу N А05-781/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Топаз", адрес: 164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Адмирала Нахимова, д. 2А, ОГРН 1082902001555, ИНН 2902059239 (далее - ООО "Топаз", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании предписания администрации муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация) от 23.11.2021 N ЛК-03/205П.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.07.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, поскольку считает, что требования к качеству коммунальных услуг, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), им, как управляющей компанией, соблюдены. В обоснование своих доводов указывает на то, что положения СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 265 (далее - СП 50.13330.2012), не распространяется на тепловую защиту существующих жилых зданий, в том числе на спорный многоквартирный дом. Кроме того, податель жалобы обращает внимание на нарушение методики тепловизового обследования ограждающих конструкций: без учета требований ГОСТ Р 5485-2011 (с составлением итогового отчета, с формулами и т.д.), указывает на отсутствие замеров влажности исследуемых помещений.
Представители Общества и Администрации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ, Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрацией на основании приказа от 04.03.2021 N ЛК-03/49 по поступившим обращениям граждан в отношении Общества, являющегося на основании договора от 01.10.2015 управляющей компанией для многоквартирного дома N 42 по Приморскому бульвару в г. Северодвинске (далее - МКД), проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 09.03.2021 N ЛК-03/50А и выдано предписание об устранении Обществом выявленных нарушений от 09.03.2021 N ЛК-03/50П, путем восстановления в срок до 01.11.2021 теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилых комнат квартир 6 и 24 названного МКД.
С целью проверки исполнения указанного предписания на основании приказа Администрации от 12.11.2021 N ЛК-03/201 в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Северодвинск" в отношении названной управляющей компании проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 23.11.2021 N ЛК-03/205А, согласно которому Администрацией установлено невыполнение Обществом предписания от 09.03.2021 N ЛК-03/50П, поскольку на дату 23.11.2021 при проведении инструментальных замеров установлено, что температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в комнатах названных выше квартир составил соответственно 4,6°C и 4,8°C (при нормативе не более 4,0°C).
Означенные обстоятельства послужили основанием для вывода о нарушении Обществом пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012.
По итогам проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 23.11.2021 N ЛК-03/205П, которым предписано в срок до 01.02.2022 восстановить теплозащитные свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилых комнат квартир N 6, 24 МКД.
Несогласие с предписанием послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив факт неисполнения Обществом как управляющей организацией, обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в МКД с целью безопасного и благоприятного проживания граждан, по ранее выданному предписанию от 09.03.2021 N ЛК-03/50П пришел к выводу о правомерности требований нового предписания от 23.11.2021 N ЛК-03/205П, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК Ф).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 10 Правил N 491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "а"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Правилами N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1); участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять (пункт 4.2.1.12); стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять (4.2.1.13).
Для этого, такие организации в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.)(пункт 4.10.2.1. Правил N 170).
В силу пункта 4.10.5.1 Правил N 170 теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами. Теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия (пункт 4.10.5.2 Правил N 170).
К работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в частности, выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств (пункт 3 Минимального перечня).
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).
В пункте 32 этого Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 (в том числе раздел 5 (пункты 5.1 - 5.5, 5.7).
В таблице 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 установлены требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции: такой перепад применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4 градуса °C.
Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
Суды указали, что соблюдение требований таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на Общество, тогда как факт неудовлетворительного состояния наружных стен со стороны квартир N 6, 24 рассматриваемого МКД (снижение теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций (стен) установлен и подтвержден в ходе выездной проверки согласно акту проверки от 23.11.2021 N ЛК-03/205А.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Выводы судов основаны на императивных требованиях жилищного законодательства и направлены на сбалансированное последующее развитие рассматриваемых правоотношений, создание четкого прозрачного механизма взаимодействия управляющей компании и собственников помещений в МКД.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе сомнений в правильности судебных актов не вызывают и их отмену не влекут. Всем доводам судами дана надлежащая оценка, с констатацией того, что замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5 мод. ТК-5.06, 41022-14 (зав. N 1994214, свидетельство о поверке от 29.03.2021 N С-БВ/29-03-2021/49070143, действительно до 28.03.2022), проведения таких замеров в присутствии директора Общества, не заявлявшего замечаний по поводу замеров температурного режима и ненадлежащего оборудования, а равно отсутствии в материалах дела доказательств, что фактически температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в момент проведения проверки составлял иные, чем установлены в акте проверки, значения.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Оспариваемое предписание Администрации соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере. Предписание как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение управляющей организацией своих обязанностей связанных с надлежащим обслуживанием жилищного фонда, является законным, обоснованным и исполнимым.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 оп делу N А05-781/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Топаз" (ОГРН 1082902001555, ИНН 2902059239; адрес: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, улица Адмирала Нахимова, дом 2а) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.08.2022 N 486.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.