13 октября 2022 г. |
Дело N А42-8733/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 13.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А42-8733/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее - Управление Росимуществом), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманской таможни, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), об обязании принять задержанную алкогольную продукцию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу, адрес: 197198, Санкт-Петербург, ул. Маркина, д. 16Б, лит. А, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 13.03.2020 и постановление от 28.06.2022, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, спорные товары ввезены физическими лицами для личного пользования и имеют статус задержанных, не востребованных по истечению срока временного хранения, а не организациями, имеющими лицензию на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, поэтому положения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) неприменимы в данном случае. Таможенный орган полагает неосновательными ссылки судов на положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027), поскольку это Постановление распространяется только на изъятую алкогольную продукцию, к которой спорные товары не относятся. Таможня настаивает на том, что именно Управление Росимуществом осуществляет полномочия по приему всех категорий задержанных таможенными органами товаров, таможенный орган не является уполномоченным органом на распоряжение алкогольной продукцией и, следовательно, не может принять обратно спорную продукцию. Помимо прочего, податель жалобы заявляет о пропуске Управлением Росимуществом срока на обращение в суд, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. От Таможни в суд кассационной инстанции 06.10.2022 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлениями Октябрьского районного суда г. Архангельска от 18.06.2019 по делу N 5-254/2019, от 16.07.2019 по делу N 5-332/2019, от 14.08.2019 по делу N 5-747/2019 Попряге Александр Иванович, Хворостовский Александр Геннадьевич, Винокуров Игорь Андреевич признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию). Изъятую алкогольную продукцию решено возвратить владельцам после надлежащего таможенного оформления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, изъятые или арестованные в ходе производства по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и подлежащие таможенному декларированию, в отношении которых было принято решение об их возврате, должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о привлечении к административной ответственности.
Товары, не помещенные на временное хранение в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 98 ТК ЕАЭС).
Поморским таможенным постом Архангельской таможни в соответствии с пунктом 1 статьи 379, пунктом 5 статьи 98 ТК ЕАЭС составлен протокол от 16.08.2019 N 00005 о задержании товара (пиво марки "TUBORG ORIGINAL GREEN PRODUCT OF ITALIA 0.33 alk 5.0% vol." в количестве 17 стеклянных бутылок, объемом 0,33 литра каждая) и помещении его на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Архангельской таможни. Срок хранения задержанных товаров установлен до 16.09.2019 включительно. Впоследствии, 17.09.2019, Поморским таможенным постом составлен акт об истечении срока хранения указанного товара.
Также 19.08.2019 и 19.09.2019 таможенным постом Аэропорт Архангельск Архангельской таможни на основании протоколов N 00003, 00004 был задержан товар (алкогольная продукция с маркировкой "CHIVAS REGAL BLENDED SCOTCH WHISKY AGED 12 YEARS 1000ML 1 LITRE 40% alc/40% vol", "CHIVAS REGAL BLENDED SCOTH WHISKEY AGED 12 YEARS 1000 ML 1 LITRE 40% alc/40% vol", "WILD AFRIKA CREAM PREMIUM CREAM LIQEUR 17% voI 1L", "MALIBU CARRIBEAN RUM WITH COCNUT FLAVOUR 20% vol 1 liter" и алкогольная продукция с маркировкой "DANZKA VODKA DISTILLED made of the finest golden whole grain 40% vol IMPORTED 100cl") и помещен в камеру хранения вещественных доказательств по адресу: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 138. Срок хранения товаров установлен до 17.09.2019 и 18.10.2019 включительно. Затем таможенным постом Аэропорт Архангельск составлены акты об истечении срока хранения указанного товара.
Поскольку срок хранения задержанной алкогольной продукции истек, таможенный орган уведомлениями от 18.09.2019 N 5, от 19.09.2019 N 7, от 23.10.2019 N 8 поставил в известность Управление Росимущества о предстоящей передаче задержанных товаров для дальнейшего распоряжения.
В ответ на указанные уведомления Управление Росимущества сообщило в письмах (поручениях) от 20.09.2019 N ЗТ-4, от 26.09.2019 N ЗТ-8 и 29.10.2019 N ЗТ-9, что прием, перевозка, ответственное хранение имущества будет осуществлено обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Компания "СеверПомСтрой" на основании государственного контракта от 09.01.2019 N 1.
Товары, задержанные по протоколам N 000005, 000003, 000004, переданы Архангельской таможней ООО "Компания "СеверПомСтрой" по актам приема-передачи имущества от 23.09.2019 N 4, от 27.09.2019 N 6, от 30.10.2019 N 7.
Спорная алкогольная продукция в соответствии с государственным контрактом от 11.01.2021 N 9 в настоящее время находится на ответственном хранении у ООО "Центр "СПС" по адресу: г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 1, оф. 408.
В связи реорганизацией в форме присоединения Архангельская таможня с 01.09.2020 прекратила свою деятельность, ее правопреемником является Таможня.
В октябре 2020 года Управление Росимущество обратилось в Таможню с заявлением от 26.10.2020 N 29/6100 о возврате задержанной алкогольной продукции. Управление Росимущества сообщило об отсутствии у Росимущества и его территориальных органов полномочий по принятию и распоряжению задержанной таможенным органом алкогольной продукции; указало, что Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1493, не распространяются на задержанные товары, в отношении которых федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения, в том числе на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В письме от 27.11.2020 N 27-18/16065 Таможня заявила, что действовавшее на момент передачи алкогольной продукции законодательство Российской Федерации не предусматривало какого-либо иного способа распоряжения задержанными таможенным органом товарами, спорная продукция передана в 2019 году, поэтому непринятие Управлением Росимуществом своевременных мер в отношении переданной продукции не может являться основанием для ее возврата таможенному органу.
Посчитав отказ Таможни в возврате задержанной алкогольной продукции незаконным, Управление Росимуществом обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из содержания пунктов 1 и 3 статьи 382 ТК ЕАЭС, реализация, использование или уничтожение товаров, задержанных таможенными органами и не востребованных лицами, указанными в статье 381 названного Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары.
Из положений частей 2 и 3 статьи 320 и статьи 322 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что распоряжение изъятыми таможенными органами товарами, которые изъяты из оборота или оборот которых на территории Российской Федерации ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем их реализации, уничтожения или утилизации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, порядок которых также устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1493. Данные Правила определяют порядок распоряжения товарами, задержанными таможенными органами и не востребованными лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 названного Кодекса, осуществляемого Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом).
Однако из пункта 2 Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1493, следует, что эти Правила не распространяются на задержанные товары, в отношении которых федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения, в том числе на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Согласно пункту 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение.
При этом в данном пункте Положения имеется ссылка на то, что указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы Таможни, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Росимущества и его территориальных органов полномочий по принятию и распоряжению задержанной таможенным органом алкогольной продукции.
Как верно указали суды, отношения, связанные с оборотом, изъятием, вывозом и хранением вне места изъятия алкогольной продукции, регулируются Законом N 171-ФЗ и Постановлением N 1027.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" специальным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере распоряжения задержанной алкогольной продукцией является данная Служба и ее территориальные органы.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет организацию в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также организацию уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота в установленном порядке или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их учет; организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет.
Принимая во внимание изложенное, вывод судов об отсутствии у Управления Росимущества полномочий на распоряжение изъятой таможенными органами алкогольной продукцией является верным.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции мотивированно отклонил ссылки таможенного органа на решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 08.06.2020 по делу N 2-377/2020, от 11.03.2020 по делу N 2-741/2020, от 05.03.2020 по делу N 2-375/2020 об отказе в признании спорного имущества бесхозяйным.
Утверждение подателя жалобы о том, что на момент предъявления требования процессуальный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, кассационная инстанция считает неосновательным.
Суды правомерно исходили из того, что заявленное в настоящем деле требование не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с применением статьи 198 данного Кодекса.
Из содержания обжалуемых судебных актов следует, что судами установлены юридически значимые обстоятельства дела, им дана правовая квалификация, основанная на правильном применении норм материального и процессуального права.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе Таможни, получили полную и объективную правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А42-8733/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.