13 октября 2022 г. |
Дело N А13-3366/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Водресурс" Красильниковой А.А. (доверенность от 10.01.2022), Тесаловской А.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 11.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность "Водресурс" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу N А13-3366/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Водресурс", адрес: 160544, Вологодская область, Вологодский район, поселок Васильевское, улица Молодежная, дом 6; ОГРН 1133529001100, ИНН 3507309458 (далее - Общество), о взыскании 1 798 800 руб. в возмещение ущерба, причиненного водному объекту, - р. Шолда I.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управление В" (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 03.02.2022 Управлению в иске отказано.
Апелляционный суд постановлением от 04.07.2022 решение суда отменил, иск удовлетворил в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просило оставить постановление апелляционной инстанции в силе, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Третье лицо и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судам и подтверждается материалами дела, Двинско-Печорским БВУ утверждены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, отводимых в р. Шолда I со сточными водами через выпуск Общества, на срок с 21.08.2018 по 21.08.2023 (приказ об утверждении нормативов допустимого сброса, веществ и микроорганизмов в водные объекты от 21.08.2018 N 87/4).
В адрес Управления из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области поступила информация о загрязнении р. Шолда I в результате сброса сточных вод через выпуск Общества с превышением установленных допустимых концентраций, а также о причинении вреда водному объекту.
На основании материалов, поступивших из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Управлением возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и проведено административное расследование (определение о возбуждении дела об административном правонарушении проведении административного расследования от 11.11.2020 N 04-227/2020-01).
В рамках административного расследования 04.09.2020 специалистами ЦЛАТИ по Вологодской области проведен отбор проб сточных вод на выпуске N 1 Общества в р. Шолда I, результаты исследования которых показали превышения нормативов допустимых сбросов веществ: по аммоний-ионам в 90 раз, по фосфат-ионам в 28,85, по БПК5 в 23,33 раза (протокол результатов исследований от 10.09.2020 N 1586.20.V); по аммоний-ионам в 74 раза, по фосфат-ионам в 27,06, по БПК5 в 16,67 раза (протокол результатов исследовании от 10.09.2020 N 1588.20.V); по аммоний-ионам в 78 раз, по фосфат-ионам в 27,88, по БПК5 в 19,05 раза, (протокол результатов исследований от 10.09.2020 N 1590.20.V).
Также, 24.11.2020 специалистами ЦЛАТИ по Ярославской области проведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск Общества в р. Шолда I, результаты исследования которых показали наличие превышений нормативов допустимых сбросов по БПК5 в 17 раз, фосфат-ион (по Р) (расчетный) в 16,5 раза, аммонию в 60,8 раза.
Истцом произведен расчет размера вреда в соответствии с требованиями Методики исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика), в общей сумме 1 798 800 руб.
Претензия истца с требованием о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции отклонил доводы Общества о необоснованности иска, вместе с тем отказал в его удовлетворении, сделав вывод о нарушении Управлением Методики при исчислении вреда, причиненного водному объекту, и в связи с этим - недоказанности размера вреда.
Суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции о наличии порока в расчете ошибочным, отменил решение суда и удовлетворил иск в полном объеме.
Заслушав пояснения представителей Общества, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Исходя из положений пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ среды сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
В силу частей 1, 2 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 ВК РФ).
В случае превышения юридическими лицами установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
В соответствии с частью 1 статьи 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке.
Методикой N 87 предусмотрен порядок исчисления вреда водному объекту в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, который основывается на количественных и качественных параметрах негативного воздействия на окружающую среду, учитывая специфику водохозяйственного района, количество и опасность поступивших в водный объект вредных веществ, категорию водного объекта, климатические условия.
Методика N 87 в пункте 11 содержит формулу N 1, по которой исчисляется размер вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ. При исчислении размера вреда по формуле N 1 масса сброшенных загрязняющих веществ (М) умножается на установленные таксы (Н) и коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия (КВГ), экологические факторы (КВ), индексацию (КИН), интенсивность негативного воздействия (КИЗ).
Масса загрязняющих веществ определяется правилами главы IV Методики, согласно положениям пункта 22 которой для указанной цели применяется формула N 10, учитывающая в числе прочего разницу средней фактической за период сброса концентрации загрязняющих веществ (СФ) и допустимой концентрации вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита сброса при его наличии на период проведения мероприятий по снижению сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты (СД). В силу абзаца 5 данного пункта, в случае, если установлено, что фоновая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта превышает допустимую концентрацию, для расчета применяется значение фоновой концентрации.
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о наличии факта причинения вреда водному объекту и об отсутствии оснований для снижения размера вреда в соответствии с пунктом 14 Методики N 87.
При этом апелляционный суд правильно признал расчет истца верным, и отменил решение суда первой инстанции. Истцом при расчете вреда учтены сведения о фоновых концентрациях в соответствующей точке в период, соответствующий спорному. Масса сброшенного вредного вещества рассчитана в соответствии с требованиями Методики N 87, и не противоречит ей. Сама Методика N 87 не содержит требования о повторном отборе проб фона водного объекта по окончании периода сброса сточных вод либо требования о неоднократном отборе проб в фоновом створе и не содержит правил расчета фоновой концентрации. Вывод суда первой инстанции о препятствии правильному расчету ущерба однократного измерения фоновой концентрации не соответствует положениям названной методики.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Определением суда округа от 12.08.2022 Обществу была предоставлена отсрочка до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В связи с оставлением кассационной жалобы Общества без удовлетворения с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере, предусмотренном подпунктом 12 пункта 1 статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу N А13-3366/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность "Водресурс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственность "Водресурс", адрес: 160544, Вологодская область, Вологодский район, поселок Васильевское, улица Молодежная, дом 6; ОГРН 1133529001100, ИНН 3507309458, в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае превышения юридическими лицами установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
В соответствии с частью 1 статьи 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке.
...
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о наличии факта причинения вреда водному объекту и об отсутствии оснований для снижения размера вреда в соответствии с пунктом 14 Методики N 87."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2022 г. N Ф07-13256/22 по делу N А13-3366/2021